Еловые браконьеры вышли на охоту

21.12.2006, 11:50

Видео программы «Сегодня»

Дендрарий Воронежской области в предпраздничные дни оказался на грани уничтожения. Ели и пихты, которые ученые собирали десятилетия, вырубают браконьеры.

Дендрарий Воронежской области в предпраздничные дни оказался на грани уничтожения. Ели и пихты, которые ученые собирали десятилетия, вырубают браконьеры.

На охрану заповедника денег нет. Чтобы сохранить уникальную коллекцию, научные сотрудники сами заступают на дежурство.

Репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.

Скромная табличка гласит — это памятник природы. Предупреждение о том, что здесь идут научные работы, не останавливает лесных браконьеров и мародеров. Спиленые верхушки елок, выкопаные туи, кедры и пихты, обрубленные ветки.

Дендрарий Воронежского НИИ лесной генетики, где 30 лет назад была собрана уникальная коллекция деревьев и кустарников, сегодня на грани уничтожения.

Ни забор, ни замок на воротах не спасают. Закрытый питомник превратился в проходной двор. По документам в коллекции числится 131 вид дерева, но много уникальных образцов погибло. Некоторые хвойные, например, пихта цельнолистная остались в единственном экземпляре.

Средств на охрану памятника природы нет. В этом году научно-исследовательский институт лесной генетики вынужден был продать двухметровую голубую ель за 20 тысяч рублей, чтобы заплатить казакам за охрану в предновогодние дни.

Нет денег и на уход за экзотическими деревьями. Многие виды не выдерживают конкуренции с местными кустарниками и погибают.

В НИИ говорят: хватило бы денег на зарплату оставшимся научным сотрудникам. Почти 20 лет разработкой новых методов отбора древесных растений, выведением и размножением их сортов здесь занимались почти 600 человек.

Сейчас в институте осталось 9 докторов наук и 28 кандидатов. Средняя зарплата 3 тысячи рублей, которую не всегда вовремя выдают. Заслуженным ученым в Федеральной службе лесного хозяйства говорят, что ведение генетического мониторинга лесов России теперь никому не нужно.

Анатолий Иротников, ведущий научный сотрудник Воронежского НИИ лесной генетики и селекции: «Денег нет, но работу проводить надо, и мы ее проводим. Ученые работают на энтузиазме. В конце года мы только три дня назад получили половину суммы за научную работу».

Энтузиасты научно-исследовательского института пытаются сохранить остатки уникальной коллекции деревьев. В лесопарке дежурят по очереди.

У местных властей ученые выпросили 30 тысяч рублей, чтобы нанять охрану. За 96-ю гектарами леса уследить сложно. На днях здесь опять браконьеры выкопали двухметровую кедровую сосну.