Исполняется 100 лет со дня рождения академика Дмитрия Лихачёва, автора классическиех работ о древнерусской литературе и смелых высказываний о культуре в новейшей России.
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения академика Дмитрия Лихачёва. Сейчас уже можно не объяснять: юбиляр — ученый, публицист и общественный деятель. Ему принадлежат классические работы о древнерусской литературе и одни из самых смелых высказываний о культуре в новейшей России.
Возглавляя Фонд культуры, академик помог создать Музей Цветаевой в Москве, настоял на возвращении последнего автографа Пушкина, рукописи «Отцов и детей» Тургенева. О властителе умов, которого не всегда слышали — в репортаже корреспондента НТВ Ильи Федосова.
Человек, заявивший, что никогда не слышал о Дмитрии Лихачёве, сразу будет обвинен в бескультурье и невежестве. При этом с научными трудами академика знакомы только специалисты.
Понятия
При этом неудобные высказывания Лихачёва благожелательно пропускались мимо ушей, как это было, например, при подготовке церемонии захоронения останков царской семьи.
Дмитрий Лихачёв, академик: «Возить эти останки все время то в Москву, то в
Советская власть все время пыталась перевести научную деятельность Лихачёва в практическую плоскость. За участие в студенческом кружке и шуточный доклад в защиту дореволюционной орфографии его отправили в лагерь. В дни блокады предложили написать брошюру о том, как оборонялись древнерусские города.
После перестройки все происходило наоборот: выступления Лихачёва в защиту памятников старины почти не имели никаких практических последствий, зато сопровождались присуждением почетных званий и правительственных наград. Общетеоретические работы о путях развития культуры чиновниками вообще не принимались во внимание.
Дмитрий Лихачёв, академик: «Происходит
Совсем недавно были переизданы две научные статьи академика, написанные им в
Вряд ли в ближайшее десятилетие в книжных магазинах вырастет спрос на переведенное Лихачёвым «Моление Даниила Заточника», хотя этот древнерусский образец ироничного послания представителей интеллигенции к представителям власти совершенно не устарел за последние восемь веков.