В британскую столицу привезли тайную коллекцию картин из собрания Николая I.
В Лондон привезли тайную коллекцию картин из собрания Николая I. Откровенный характер полотен предполагал их частный просмотр. Многие из произведений никогда не выставлялись даже в самом Эрмитаже.
Представленные работы Бушэ или Фрагонара далеки от привычного понимания эротики в искусстве. Впрочем, название экспозиции «Триумф Эроса» говорит само за себя. На международной премьере пикантной коллекции побывал корреспондент НТВ Евгений Ксензенко.
Нет, здесь не придется никому краснеть или чувствовать себя неловко. «Грозящий Амур» Фальконе просто предупреждает о теме выставки — разговор о любви. Откровенный, ироничный и порой морализующий. Тон беседы — галантный. Говорят ведь французы — художники XVIII века: Бушэ, Ватто, Ланкре и другие. Тема: «Искусство и обольщение».
Михаил Пиотровский, директор государственного Эрмитажа: «Качели на воде. Она качается по воде и уже от этой воды получает удовольствие».
Лондон получает удовольствие от утонченной эротики благодаря коллекции Эрмитажа. Впрочем, эти работы в России еще не видели, это сцены из басен Лафонтена. Муж оставил «пояс верности» в виде рисунка, но не предусмотрел, что любовником окажется художник.
Подобными картинами и гравюрами украшали спальни. Но во всем должно быть чувство меры. Одна деталь могла придать, казалось бы двум похожим работам, совсем другой статус.
Михаил Пиотровский: «Употребление было внутренним, то есть картины показывали не всем. Часть из тех, что приобретал Николай I, смотрел он са сам и его друзья. Потом у нас работы были надолго убраны подальше, чтобы никто не заметил, не выбросил и не ликвидировал бы».
Искусство обольщения — это еще и веер. Стоило его раскрыть, как сердце мужчины начиналось биться быстрее. А от чего
Ох, уж эти французы! Читать их картины нужно со словарем символов. Язык любви меняется. Например, птица, выпущенная из клетки, означало то, что эта дама познала все прелести любви. А вытянутый указанный палец — знак «осторожно, светская львица на охоте».
Охота велась по всем правилам. Одно из них — написать письмо любимому человеку. Страсть подскажет слова, но этикет нарушать нельзя.
Сатиш Падихар, куратор выставки: «Считалось дурным тоном писать откровенные письма. Это была игра, люди ходили вокруг да около интересующей темы. А все вместе это было частью соблазнения и удовольствия».
Обманутый муж — дело обычное. В искусстве любовник предстает или в щекотливом положении или в позе победителя.
Михаил Пиотровский: «В век просвещения разговоры о любви, правда, при множестве символов, достаточно свободен. Точно так же, как мы знаем, и нравы XVIII века, времени Екатерины были достаточно свободны.
Поэтому нам нечего особенно кичиться нынешней сексуальной революцией, ведь обо всем этом спокойно говорили и раньше. Может быть, более элегантным образом, сейчас».
Элегантность — это, прежде всего, уважение к страсти. А оно здесь читается в каждой работе.