«Убийство Политковской это сильный удар по журналистике и свободе слова», заявил председатель Союза журналистов Арто Ниеминен.
«Убийство Политковской — это сильный удар по журналистике и свободе слова», — заявил председатель Союза журналистов Арто Ниеминен (Аrto Nieminen). 7 октября известную журналистку застрелили в подъезде собственного дома в центре Москвы.
Основная версия — преступление связано с профессиональной деятельностью погибшей. Исполнитель, судя по имеющейся информации, действовал хладнокровно и профессионально. Расследование находится под личным контролем генпрокурора.
Что планировала сделать Анна Политковская, но так и не успела? Корреспондент НТВ Роман Соболь собирал информацию для «Итоговой программы».
Последние секунды — в объективе камеры наблюдения. Открывается дверь, но входящего не видно, он шел вдоль стены, вне зоны видимости. Анна Политковская ищет ключи, открывает подъезд.
Через минуту спиной к видеокамере выходит предполагаемый убийца. Бейсболка надвинута на глаза, голова опущена. Его лицо случайно фиксирует система наблюдения другого подъезда.
Виталий Ярошевский, заместитель главного редактора «Новой газеты»: «Ее нашла соседка в лифте дома около пяти вечера. Огнестрельное ранение в голову. Орудие убийства брошено в лифте, это пистолет Макарова».
Вячеслав Росинский, первый заместитель прокурора г. Москвы: «Умышленное убийство в связи с выполнением профессионального, общественного или служебного долга».
Признаков ограбления нет, почерк — наемного убийцы, выполнившего заказ. Но и версия профессиональной деятельности Политковской — очень широкое поле для следствия.
Григорий Шведов, член правления правозащитного общества «Мемориал»: «Те факты, которые она освещала, относились к поведению высших должностных лиц Российской Федерации, высших должностных лиц в республиках Северного Кавказа».
Она готовила очередной материал о похищении людей в Чечне, об этом знали многие. Были
Анна Политковская в эфире «Радио Свобода»: «Сейчас на моем рабочем столе две фотографии, я веду расследование. Оно касается пыток и похищения людей».
Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»: «Ее материал должен был выйти в понедельник,
Политковская прошла две чеченских войны, но прошла их «против течения». Она пыталась рассказать, что такое «зачистки» с точки зрения жителей чеченских сел, что творится в лагерях беженцев. Поиски справедливости по ту сторону фронта почти всегда противоречили официальным сводкам.
Анна Политковская: «Одна из главных проблем нашей страны, а все остальные крутятся вокруг нее — это прежде всего чеченский кризис».
Это выступление прозвучало в
А в дни
Галина Мурсалиева, обозреватель «Новой Газеты»: «Она всегда обостряла отношения с очень многими интересами самых разных людей. Ее многие не любили, очень многие».
Но нелюбовь — не повод для заказного убийства. В принципе, Политковская говорила о том, что знали многие. 10 лет она писала о коррупции в армии, о том, как исчезали деньги, направленные на восстановление Чечни, о похищении людей, о пытках.
Кажется, не осталось темы, которую она бы не раскрыла еще тогда, когда все это было действительно болезненно, актуально и опасно. Ведь сегодня чеченская тема далека от былого накала.
Виталий Третьяков, главный редактор газеты «Московские новости»: «Основная масса ее разоблачительных материалов была адресована спецслужбам и силовым структурам России. В последнее время, в частности, кадыровской администрации Чечни.
Я совершенно уверен: если те, кто будет выявлять причины и заказчика данного убийства, ограничатся этой поверхностной версией, то они до правды, скорее всего, не доберутся».
Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности: «У Ани было много поводов для того, чтобы испугаться. Но боятся она просто не могла себе позволить».
Есть и те, кто не прощал журналистке признания на Западе.
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»: «Некоторые политики, как известно, в недалеком прошлом опубликовали список ста „врагов русского народа“. В нем на
Близкие чувствовали: ей угрожает опасность. Они однозначно толковали все происшествия, в том числе инцидент в дни бесланских событий.
Александр Политковский, журналист: «Я думаю, вы знаете, как ее пытались отравить в самолете. Этого боялась вся семья, и это случилось».
Странная история с отравлением, еще говорят, были попытки подстроить автокатастрофу. Запутанный клубок для следствия. Дело — на личном контроле генерального прокурора.
Убита известная журналистка ярких оппозиционных взглядов, общественный деятель. Именно это обязывает власть провести тщательное и энергичное расследование. Общество может удовлетворить только один результат — наказание убийц и заказчиков.
Вадим Речкалов, обозреватель газеты «Московский комсомолец»: «Если долго писать и балансировать даже в искренних текстах между жизнью и смертью, это само по себе очень рискованное занятие. Оно не только выматывает силы, оно человека переводит в разряд смертников, коим Анна и была».
Вчера вечером, уже через час у подъезда появились цветы. Их продолжали нести весь день. Несколько тысяч человек пришли на митинг в память Анны Политковской. Похороны журналистки состоятся 10 октября на Троекуровском кладбище в Москве.