Спецпредставитель президента РФ Владимир Лукин рассказал, что к нему обратился генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Турбьёрн Ягланд, который спросил, может ли он что-нибудь сделать для вызволения специалистов.
Владимир Лукин: «Я сразу понял, что в такой ситуации надо информировать Администрацию президента РФ, потому что там могут помочь, от этого многое зависит».
Лукин связался с первым замглавы Администрации президента РФ Вячеславом Володиным.
Владимир Луин: «Володин мне быстро перезвонил, сказав, что проинформировал обо всем Владимира Путина. Президент очень поддерживает такую инициативу и предлагает, чтобы я, если считаю это полезным для дела, был его представителем».
Планировалось, что в миссии по освобождению задержанных экспертов примут участие представители ОБСЕ из Донецка. Они, по словам Лукина, должны были отправиться к месту по шоссе Донецк — Славянск. Однако в результате они не поехали, сообщив, что « в Киеве некоторые люди, в том числе министр внутренних дел Аваков, считают, что ехать надо не так, как намечено, а через Харьков, через север; дескать, только так нам будет гарантирована безопасность».
Владимир Лукин: «Поскольку я никому из этих киевских функционеров не подчиняюсь, дело мое гуманитарное, правозащитное, мы с Турбьёрном Ягландом решили, что надо двигаться тем путем, который выбрали первоначально».
Ополченцы Донбасса добровольно отпустили наблюдателей, которых они удерживали
Представители сопротивления Донбасса были согласны иметь дело только с представителем России. А в Киеве, как полагает спецпредставитель, хотели бы, чтобы операцию проводили «другие люди».
Владимир Лукин: «Я сказал: у меня нет личных соображений, амбиций, но прежде всего важна эффективность — отдадут ли в Славянске западных военных этим „другим людям“? Поэтому мы договорились: едем до одного из последних блокпостов, где дорога безопасна и контролируется, а дальше еду я с моим уважаемым коллегой Евгением Кожокиным».Он добавил, что в Славянске ополченцы угостили их чаем, а наблюдатели, которых удерживали в плену, «были в хорошем состоянии, на еду не жаловались, на условия тоже». В составе группы экспертов ОБСЕ были не только восемь офицеров стран НАТО из Германии, Чехии, Польши и Дании, но и четверо украинских военных.
Владимир Лукин: «Впрочем, мы не делали никаких различий — это не политическое, а чисто гуманитарное дело».