Спустя 60 лет после окончания войны в Курской области встретились ветераны России и Германии.
Спустя 60 лет после окончания войны в Курской области встретились ветераны России и Германии.
Репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.
На бывшем колхозном поле близ курского села Беседино началось строительство. На четырех гектарах земли планируют перезахоронить останки более 40 тысяч солдат рейха. Это будет одно из крупнейших немецких воинских кладбищ в России.
Деревянными крестами отмечены могилы, где уже покоятся останки 4 тысяч немецких воинов. Поисковые отряды Народного союза Германии сейчас проводят эксгумацию в Орловской, Белгородской и Курской областях.
О строительстве этого кладбища много спорили. Акции протеста в Курске, письма бесединского ветерана президенту с заявлением — мемориала оккупантам на Курской земле быть не должно.
После того, как скандал утих, сюда впервые привезли ветеранов из Белоруссии, Украины, России и Германии. Они почтили память погибших минутой молчания. Бывший солдат из Белоруссии даже преклонил колено в знак прощения тех, кто был в кровавом 1943 году злейшим врагом.
Иоганн Хензеллек, участник Второй мировой войны: «Спасибо за этот кусочек русской земли. Наши погибшие товарищи
Леонид Брежнев, председатель курского районного совета ветеранов: «Это кладбище станет реальным примирением русского народа с немецким народом».
Величественных мемориалов заслуживают только
Иван Феттихин, ветеран войны: «Пусть за 100 лет люди вспомнят. Пришел захватить, поработить, так пусть же тебе здесь будет и место».
Ветераны посетили места боевых сражений на Курской Дуге. Иоганн Хензеллек и Карл Штарк — участники великой битвы. Курская операция для немецкой армии обернулась бегством и пленом.
В знак дружбы им вручили медали к
Карл Штарк, участник войны: «Я люблю русскую душу, русскую музыку, Чайковского, Рахманинова и так далее. Я люблю также русские пословицы и поговорки».
Их деды, отцы и братья считались пропавшими без вести. В Германии рассекречены архивы на 5 миллионов советских военнопленных, умерших в фашистских лагерях. Копии документов о местах их захоронения теперь передают родственникам.
Иван Зайцев впервые увидел фотографию своего отца. Он искал его 50 лет, и только сегодня узнал, что в сентябре 1941 года отец попал в плен, а через три месяца умер в лагере Шталак.
Родные погибших в немецком плену плакали и не верили, что в Германии ухаживают за могилами их предков. «Вот оно, примирение над могилами», — сказал один из ветеранов. Эти слова стали девизом международной встречи в Курске.