Приговор Нурпаши Кулаеву единственному захваченному бесланскому террористу наконец дочитали, вердикт вынесли. Верховный суд Северной Осетии формально приговорил его к смертной казни, но тут же заменил ее пожизненным заключением в колонии особого режима, про которые говорят: «Сидеть хуже смерти».
Приговор Нурпаши Кулаеву — единственному захваченному бесланскому террористу — наконец дочитали, вердикт вынесли. До этого — более 1,5 лет разбирательств, 105 томов дела, сотни показаний и 10 дней только «зачитывания». До последней минуты гадали, приговорят ли к смерти (как хотела прокуратура) или к пожизненной тюрьме?
Правы оказались и те, и другие: Верховный суд Северной Осетии формально приговорил Кулаева к смертной казни, но тут же заменил ее пожизненным заключением в колонии особого режима, про которые говорят: «Сидеть хуже смерти».
Репортаж корреспондента НТВ Руслана Гусарова.
Бесланского террориста Нурпашу Кулаева доставляют в суд на два часа раньше процесса. Обычно привозили за
Судья: «Окончательную меру наказания Кулаеву назначить в виде пожизненного лишения свободы в исправительной колонии особого режима».
Кулаев держится спокойно. Многие обратили внимание, что со времени последнего заседания его подстригли под машинку. На вопрос судьи, ясен ли ему приговор, Кулаев отвечает коротко.
Нурпаши Кулаев: «Ясен. Но все это сказки придуманные».
Несколько женщин из первых рядов пытаются прорваться к Кулаеву. Милиция и судебные приставы едва сдерживают натиск. В коридорах суда слышны крики, а на улице доходит до рукоприкладства.
Потерпевшие, в основном матери погибших детей, в истерике. Приговор вызвал разную реакцию, но в итоге женщины обвиняют друг друга в политических провокациях.
Элла Кесаева, представитель комитета «Голос Беслана»: «Никто не заставит нас замолчать. Мы все равно будем правосудия требовать. Мы все равно дойдем до Страсбурга. Мы все равно добьемся, чтобы все виновные понесли наказания».
Спустя час матери Беслана провели специальную
Элла Кесаева, представитель комитета «Голос Беслана»: «Я приготовила и ситуационную экспертизу принесла, и доклад Торшина, и доклад Кесаева. Вчера Савельев сделал предварительный доклад в комиссии Торшина: взрывы были спровоцированы извне, танки стреляли до шести часов. Он научно это доказал. Ну, куда еще в прокуратуру? Их просто загнали в угол. Признайте нашу правду».
Николай Шепель на
Николай Шепель, заместитель генерального прокурора России: «Из основного дела по теракту мы выделили дело в отношении Кулаева — он осужден. Мы также задержали резервную группу, которая должна была прикрыть бандитов — все осуждены. Мы возбудили два уголовных дела в отношении работников милиции, которые проявили преступную халатность. Затем вместе с работниками ФСБ вышли на организаторов преступного подполья. То есть дело „О международном терроризме“ выделено из материалов основного уголовного дела по теракту в Беслане».
Через два часа после окончания процесса стало известно, что защита Кулаева будет подавать кассационную жалобу. Адвокат Альберт Плиев подчеркивает, что это — позиция подсудимого.
Альберт Плиев, адвокат Нурпаши Кулаева: «Многие из предъявленных ему статей не нашли своего объективного подтверждения и не доказаны».
В Беслане на приговор Кулаеву отреагировали спокойно. Для большинства горожан все и так было ясно, поэтому никаких собраний и пикетов. В спортзале школы, где погибли дети и на городском кладбище
Основное расследование вызывает много споров и разногласий, в нем еще много белых пятен, и, по словам Николая Шепеля, следствие по нему продлится как минимум до осени этого года.