На отрывшемся сегодня в Москве подготовительном форуме «Большой восьмерки» будут обсуждаться вопросы баланса спроса и предложения, энергетической безопасности и окружающей среды.
В Москве сегодня открылся подготовительный форум представителей стран «Большой восьмерки». Основные вопросы: энергетическая безопасность, баланс спроса и предложения, а также сохранность окружающей среды. На 16 марта намечена встреча министров энергетики G8. Россия, которая в 2006 году председательствует в организации — в этих вопросах может поделиться своим опытом.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Владимира Кондратьева.
На Западе сейчас высказывается мнение, что Россия использует свои необъятные энергетические ресурсы как политическое оружие. У нас это, естественно, опровергается, тем не менее, роль России в мире в последнее время возросла именно благодаря ее природным богатствам. И это позволяет России достаточно уверенно чувствовать себя в рамках «Большой восьмерки», где по другим показателям наша страна играет еще не на равных.
Сегодняшней конференцией Москва начинает, пожалуй, ключевой подготовительный этап к летней встрече лидеров «восьмерки» в
Райнер Хартман, президент правления Ассоциации европейского бизнеса в РФ: «Предложения президента Путина, сделанные недавно в Будапеште, весьма интересны для европейцев, поскольку расширяют южный маршрут поставок газа в Западную Европу. Совместно с северным европейским газопроводом через Балтийское море, южная ветка даст возможность обеспечить надежность российского экспорта газа».
Валерий Язев, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи: «Сегодня „Голубой поток“», предназначенный для прокачки 16 миллиардов кубов газа, качает пока
Вагит Алекперов, президент компании «Лукойл», так ответил на вопрос о судьбе нефтяного трубопровода в Японию и Китай: «Я думаю, что он будет не в Японию. Я думаю, что он будет на восточное побережье России с ответвлением в Китай. Вопрос решен».
Участие первых лиц российского государства на первом этапе энергетического диалога не предусмотрено. Но важнейшие министерства представлены на высоком уровне.
Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики РФ: «Основная тематика этой конференции и тематика встречи „восьмерки“» одна и та же — проблематика глобальной энергетической безопасности. Поскольку «восьмерка» достаточно узкое и отчасти даже закрытое мероприятие, то в преддверии проведения такой широкой и публичной встречи дает очень хорошую почву всем нам, министрам, почувствовать с разных сторон проблематику глобальной энергетической безопасности, может быть, лучше понять интересы и риски стран, не входящих в «восьмерку».
Сергей Кириенко, руководитель федерального агентства РФ по атомной энергии, так прокомментировал отказ Ирана от участия в совместном с Россией проекте: «Да бросьте вы, что такое отказался? Российское предложение с самого начала не было предметом торговли. У России в данном случае принципиальная позиция, о принципиальных позициях не торгуются. Принципиальная позиция заключается в том, что Россия убеждена, что Иран, так же, как и любое другое государство, имеет право на развитие мирной атомной энергии. А, с другой стороны, мировое сообщество имеет полное право требовать гарантий нераспространения. Вот для того, чтоб эти две принципиальные позиции совместить, Россия сделала предложение, которое было, есть и будет, и оно не изменяется. Нельзя из него пытаться вытаскивать отдельные кусочки. Российское предложение о создании СП является способом найти компромисс между позицией Ирана и позицией МАГАТЭ, обязательным условием создания СП на территории России является соблюдение Ираном требований МАГАТЭ».
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «Если российские компании будут иметь возможность входить в активы зарубежных компаний, в транспортировку, в сбыт и так далее, и иностранные компании будут входить в добычу — это факт дестабилизации, безусловно. Вот здесь очень важно обеспечить предсказуемость, прозрачность всех регулятивных механизмов».
От прибывшего приветствовать участников конференции Сергея Лаврова журналисты, прежде всего, хотели услышать реакцию на смерть Милошевича и на предположение, будто он может быть похоронен в Москве.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ, ограничился кратким ответом: «Понимаете, это дело родственное».
На заседании сегодня, в основном, обсуждали пути решения энергетического дефицита в мире. Вывод однозначный: вся надежда на Россию.