Ученые Хабаровска пытаются при отсутствии средств проводить мониторинг Амура.
Ученые Хабаровска пытаются при отсутствии средств проводить мониторинг Амура. Не за горами весна, и от специалистов ждут заключения о степени заражения реки ядохимикатами из Китая.
В Харбине обещали помочь, но пока экологи проводят все экспертизы за свой счет. Чтобы понять, насколько велика опасность, местным жителям весны ждать не приходится. Ловить рыбу в Амуре невозможно уже сегодня. Подробности в репортаже корреспондента телекомпании НТВ Даниила Горчакова.
Речная рыба, пойманная в Амуре для проведения анализов, не только неприятно пахнет, но и покрыта странными язвами. Связано ли это явление с последствиями химического загрязнения, ученые пока не знают — денег на проведение исследования в скудных бюджетах научных учреждений уже не осталось.
Лабораторные исследования проб речной воды химики проводят едва ли не в кустарных условиях. Высокоточные хромотографы, которые китайцы подарили хабаровским специалистам во время прохождения пятна по Амуру, позволяют определять только бензольные примеси. Другие ядохимикаты сотрудники НИИ выявляют с помощью подручных средств.
По расчетам специалистов, программа исследований последствий загрязнения Амура Дальневосточному институту водных и экологических проблем обошлась в 12 с половиной миллионов рублей. Пока власти на это не выделили ничего. В бюджете Хабаровского края затраты на исследования не предусмотрены.
Виктор Ишаев, губернатор Хабаровского края: «Все затраты, которые мы понесли, мы выставили в правительство Российской Федерации для компенсации. Мы договорились, и эти вопросы озвучивал Сергей Шойгу и на заседании Госдумы и при докладе президенту. Есть четкая уверенность в том, что нам затраты эти компенсируют».
Часть расходов на исследование последствий загрязнения Амура возьмет на себя китайская сторона. Договор об этом на днях был подписан в Хабаровске. Экологи двух стран получат возможность отобрать пробы по обе стороны границы.
Новый этап мониторинга последствий химического заражения начнется в первых числах марта. Китайские и российские специалисты будут отбирать пробы вплоть до конца мая, до тех пор, пока реки Сунгари и Амур полностью не очистятся ото льда. Только после завершения этих исследований можно будет окончательно определить величину ущерба от последствий ноябрьской аварии на химическом комбинате в Цзилинь.