Два часа назад в Ираке закрылись участки для голосования. Страна выбирала депутатов Национальной ассамблеи.
Два часа назад в Ираке закрылись участки для голосования. Страна выбирала депутатов Национальной ассамблеи. В некоторых местах выборы завершились уже днем, так как свою волю выразили 100 процентов внесенных в списки. На других участках голосованию помешали боевики. В Мосуле они подорвали голосующих гранатой.
Но в целом иракцы шли на выборы, как на праздник, надеясь на то, что новый парламент приведет их к светлому «завтра», нормальной жизни и долгожданному избавлению от американских войск. Репортаж НТВ.
«Парламентские выборы в Ираке прошли относительно спокойно». Так пишут, перебивая друг друга информационные агентства. Но это для Ирака спокойно. После начала американской битвы за демократию, там свои представления о спокойствии.
В них вполне укладываются, например, утренние слухи об отравлении всех запасов питьевой воды в Багдаде. Или минометный обстрел столичной «зеленой зоны» секундами позже открытия избирательных участков. Или взрывы в Рамади, Тикрите и Мосуле, где погиб один человек.
Но все это не так серьезно по сравнению с тем, что могло случиться. Обстановку в этот день иракцы считают поводом для оптимизма. Его в стране сегодня излучают почти все.
Местный житель: «В этот прекрасный солнечный день я надеюсь, что новые парламент и правительство добьются процветания всех иракцев».
Местный житель: «Сегодня для иракского народа настал исторический момент. Мы надеемся на мир во всех уголках страны».
Местный житель: «Как каждый иракец, я счастлив участвовать в выборах. Надеюсь, что это будет шагом на замечательном пути нового Ирака к миру и свободе».
Слово «надеюсь» — в каждой фразе. Выборы для Ирака, уставшего от взрывов, слёз и гробов, — не торжество демократии, а соломинка надежды, за которую можно ухватиться, больше хвататься не за что. Для иракцев новый парламент — это мир и, может быть, уход, наконец, американской армии.
Лица людей на участках, как у школьников, начинающих новую четверть и честно верящих, что все двойки остались позади. Даже пальцы в баночки с краской — так положено, чтобы избежать двойного голосования — опускают прилежно, словно боясь поставить кляксу. И несут букеты с надписью «счастье», иногда, в духе времени,
Местный житель: «Я шел пешком из пригорода Киркука. Больше часа протопал».
Престарелым и больным помогают ориентироваться на участках. А неграмотным — не ошибиться в выборе.
Без скандалов, накладок и пререканий выборы не обходятся даже на родине демократии, что уж говорить об Ираке. Сообщается о многочисленных нарушениях, вплоть до того, что на некоторых участках электорат выяснял отношения с помощью выстрелов.
В суннитских Фаллудже и Рамади выборы вообще сорвали — теперь сунниты кричат о заговоре. В октябре на референдум по конституции они демонстративно не ходили, а сейчас явились все как один. Но и только. Проголосовать не удалось — на участках просто не хватило урн.
А в Киркуке много шума наделала хрупкая дама. Чуть позже удалось выяснить суть ее претензий.
Местная жительница: «Да что же это делается? Здесь полно нарушений! Люди голосуют по несколько раз. Я сообщила председателю, а он говорит, что всё в порядке, у них на руках нет чернил. А они их мыли, я видела!»
Результаты голосования власти страны обещают обнародовать через пять дней. А вот американский президент Буш в очередной раз проявил подкупающую осведомленность в иракских делах, заявив, что до января их ждать не стоит.
Выборы он назвал «историческими» и «новым шагом на пути к демократии», к которой иракцы готовы. Они действительно готовы — к какой угодно демократии, если от нее не будут гибнуть их родные и друзья.