В музее истории Петербурга можно увидеть журнальные иллюстрации, по которым модники прошлого знали, что, как и почему носить в наступающем сезоне.
Модные тенденции XIX века представили в Петропавловской крепости. То, что сегодня называется английским словом look, тогда именовали модной картинкой. При отсутствии социальных сетей, Instagram, глянцевых изданий и возможности уехать на уикенд в Европу такие изображения были единственной возможностью быть в тренде.
Собрание из Государственного музея истории
В XIX веке модные картинки были единственным источником информации о том, что принято носить. Неравнодушные к французским тенденциям модники не пропускали ни одного журнала, предлагающего читателю в качестве приложения на отдельном листе цветные иллюстрации дамских и мужских туалетов и аксессуаров.
Модные картинки позволяли тем, кто верно следовал веяниям, прежде всего, Парижа подбирать себе гардероб. Например, в каком платье отправиться в деревню или на простую прогулку. Или какой костюм подходит для скачек. Какой должна быть шляпка, нужна ли накидка и должен ли быть платок в руке. Все эти иллюстрации демонстрировали это в мельчайших подробностях.
В середине XIX столетия художники наполнили полотна разными персонажами в детально расписанных интерьерах и на фоне пейзажей. Зритель в сюжетах стал улавливать драматические и романтические нотки, которые способствовали более глубокому исследованию модных тенденций. Картинки коллекционировали, в том числе художники. И не только для того, чтобы убедиться в правильности выбора наряда.
Юлия Демиденко, заместитель директор по науке Музея истории
Количество модных картинок в силу хотя бы того, что это не фотографии, было ограничено. Поэтому разные модные альманахи позволяли себе публиковать одинаковые иллюстрации. В Петербурге, где, конечно, тоже внимательно следили за парижской модой, агентом сразу нескольким журналов был Фердинанд Белизар — издатель, книготорговец и корреспондент Пушкина. Известно, что среди авторов модных картинок, хорошо знакомых Белизару, он искал иллюстратора для «Истории Пугачёва».