Депутаты Госдумы рассмотрели важные законы: о либерализации рынка акций Газпрома и о парламентских расследованиях.
У депутатов Госдумы сегодня плодотворный день. Многим единороссам надо было успеть вылететь на завтрашний съезд своей партии в Красноярск, поэтому думцы успели рассмотреть сразу несколько важных законов, в том числе — о либерализации рынка акций Газпрома и о парламентских расследованиях.
Если в первом случае ряды оппозиции были легко сломлены, то во втором так и остался привкус недоумения: парламентские расследования проводить можно, и в то же время почти невозможно.
Репортаж корреспондента НТВ Владислава Сорокина.
На пленарное заседание думцы шли с чувством чрезвычайной собственной значимости. Главный вопрос в повестке дня — либерализация рынка акций Газпрома. И депутатское слово здесь на вес золота, в прямом смысле.
Фондовый рынок в ожидании этого события ловил каждый вздох парламентариев. В среду обсуждение газового вопроса отложили, и акции Газпрома тут же упали в цене почти на 3 процента. Противники либерализации и сегодня пытались сказать свое веское «нет».
Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ: «Взяли, купили Сибнефть, а теперь ее, собственно говоря, решили распродать в те же руки. Это будут заграничные руки, и государство ничего не будет контролировать. По сути дела, режут дойную корову, которая может дать огромные деньги».
Но доводов у центристов, как и самих, оказалось больше. Все изменения ради увеличения капитализации компании. Сейчас — 130 миллиардов долларов, в перспективе — более 500.
Поправки в закон снимают ограничение для западных инвесторов. У иностранцев раньше могло быть не больше 20 процентов акций газового гиганта. А теперь получается — не больше контрольного пакета. 50 процентов плюс одна акция — у государства, и оно их никому не отдаст.
Олег Морозов, первый заместитель председателя Госдумы РФ, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия»: «Первая цель данного законопроекта — действительно сделать оборот акций Газпрома более прозрачным и более открытым. Вторая: капитализацию предприятия сделать реальной, на уровне мировых компаний. Это, кстати, сделает Газпром более инвестиционно привлекательным. И третье, самое главное: после принятия законопроекта государственный контроль над компанией утрачен не будет. Газпром остается под контролем российского государства».
Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, фракция ЛДПР: «Экономический бум — вот что нас ждет. Экономический бум — день и ночь все работают. Мы будем отдыхать, пускай иностранцы работают. Что здесь плохого? Пускай все граждане России учатся, ведут культурную жизнь, отдыхают, а иностранцы пусть вкалывают — у них нет газа.
Нефть везде есть, а стратегический газовый рычаг — в наших руках. 30 процентов мировых запасов газа — у нас. Так пускай все это в работе будет, чего же как Плюшкины жить. Старик загнулся, и все добро у него в сундуке».
Вопрос политический, буквально стратегического значения, но горячих споров он так и не вызвал. Оппозиция тихо проголосовала против, но на итоговый расклад сил левые повлиять не смогли.
Закон о парламентских расследованиях обсуждали намного дольше и громче. Ко второму чтению появились сотни изменений. Норму,
Но осталась другая спорная статья — запрещается расследовать деятельность главы государства. Единороссы сегодня убеждали: на каждого президента и так найдется свой импичмент, зачем все усложнять. Но независимые настаивали на поправке.
Сергей Попов, депутат Госдумы РФ: «Импичмент президента касается только совершения уголовного преступления. А если народ страны ошибется, и президент будет попросту пьянствовать? Снять его нельзя. А что же тогда делать? Я думаю, для России это очень важный фактор. Поэтому я предлагаю поправку поддержать».
Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству: «За каждый выбор в жизни приходится платить. В том числе и за выбор априори непригодного лица для исполнения той или иной государственной должности. Следующая проблема: существует возможность прекращения полномочий президента Российской Федерации по состоянию здоровья».
Кроме этого, палате нельзя оспаривать решение суда и действия следственной бригады. Оппозиция разводит руками и заявляет: серьезные расследования невозможны в принципе. Центристы предлагают проверить закон на деле, только повода для парламентского расследования пока нет.