Швейцарско-германскую границу пересек бронированный конвой. В грузовиках-сейфах домой, в Пушкинский музей, возвращается выставка французских импрессионистов, ставшая пускай и кратковременной, но жертвой фирмы Noga.
После вчерашнего ареста и освобождения полотен от них весь день не отходили российские дипломаты. Они лично убедились, что картины погружены, и что вентиляция в грузовиках работает как надо.
Но расслабляться Пушкинскому музею пока рано. От Швейцарии до российской границы
Репортаж корреспондента НТВ Дмитрия Погоржельского.
За воротами в подземном гараже провели ночь три фургона с бесценным грузом из Пушкинского музея. Их вернули сюда из Базеля, где машины задержали прямо на границе. Таможенники отобрали у водителей мобильные телефоны, ключи, документы и даже паспорта.
Александр Кудрявцев, водитель: «Операция была похожа на заранее спланированную. Проводилась она
Впрочем, это едва ли не единственная претензия к швейцарцам. Чуть позже ночью удалось включить климатические установки, чтобы картины не пострадали. А вот удалось ли этого удержать, можно будет узнать лишь в Москве. Ящики с полотнами опечатаны.
Александра Степина, сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина: «Наши реставраторы будут все осматривать и наблюдать. Потребуется дополнительное наблюдение в течение, я думаю, полугода».
За сохранность еще девяти картин можно не беспокоиться — еще накануне их доставили на склад женевской таможни. Он считается одним из лучших в Европе и по условиям хранения, и по охране. Путь на территорию посторонним категорически заказан. Погрузка проходила, словно секретная операция. Никто даже не заметил, как фургон выехал со склада. И все же съемочной группе НТВ удалось найти его в последнюю минуту, когда он уже въезжал в подземный гараж.
Около полудня все четыре фургона отправились домой в Москву. Маршрут их следования, время в пути — всё это держится в строгой тайне. Они даже будут двигаться не колонной. Известно лишь, что придется заехать в Кёльн , чтобы оформить таможенные документы. Ситуация, подобная швейцарской, в Германии, как нас заверили, повториться не может. Но кто может дать гарантии, что ничего подобного впредь не произойдет
Дмитрий Межауров, консул Генерального консульства России в Женеве: «Опасения, как вы знаете, они сохраняются всегда пока существует такая проблема».
Фирма Noga, во всяком случае, похоже, от своего не отступится. Что же тогда скажем с обменом культурными ценностями?
Александра Степина, сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина: «Я думаю, что мы будем требовать большей гарантии безопасности наших картин. Но в принципе, я надеюсь, что на международных культурных отношениях эта ситуация не скажется, и мы будем не только выдавать, но и получать картины из других стран».
В России пострадавшую экспозицию ждет усиленная экспертиза. Специалисты будут выяснять, не нанесен ли полотнам какой ущерб. Об этом сообщила сегодня директор Пушкинского музея Ирина Антонова.
Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина: «Наш сотрудник, госпожа Степина, наблюдала за этой разгрузкой. Она заверила, что никаких падений ящиков и прочего не происходило».
А замглавы Росохранкультуры Анатолий Вилков заявил, что в будущем Россия не будет устраивать выставки в тех странах, которые не гарантируют безопасности экспонатов. Вилков не исключил, что количество выставок
Анатолий Вилков, заместитель руководителя Росохранкультуры: «Мы заставим уважать нас и относиться к нашему культурному достоянию так, как относимся к нему мы».