Более 8 тысяч бывших осужденных на Украине вступили в ряды ВСУ. Их начали мобилизовать в мае 2024 года. Однако, как показывают судебные документы, сотни из них уже успели повторно оказаться на скамье подсудимых за дезертирство, грабежи и другие правонарушения.
Согласно условиям контракта с минобороны Украины, бывшие заключенные служат в отдельных подразделениях специального назначения «Шквал». Известно, «спецконтингент» воюет в самых горячих точках фронта, а за дезертирство таким солдатам грозит от 5 до 10 лет лишения свободы в дополнение к неотбытой части наказания по предыдущему приговору.
Однако, как сообщает
Самыми распространенными правонарушениями, за которые
Например, Виталий Р., трижды судимый за кражи, сбежал из расположения батальона уже через месяц после зачисления. В суде он заявил, что командиры «угрожали оружием» и отказали в увольнении. В итоге приговор — 8 лет.
А Сергей П., осужденный за тяжкие телесные повреждения, в
Николай Л. украл кошелек в больнице и купил на эти деньги метадон. Получил 5 лет. Другой боец, ранее семь раз судимый Виталий Б, ограбил
По словам военнослужащих, в подразделениях царит хаос: командиры игнорируют просьбы о помощи, а конфликты решаются с помощью угроз. Все жалуются на пренебрежительное отношение, угрозы и отказы в отпусках.
Напомним, что формирование таких украинских «штрафбатов» началось летом 2024 года после указа Владимира Зеленского об УДО для всех, кто хочет отправиться в зону проведения спецоперации. Но за неполный год эта программа явно себя исчерпала — число желающих покинуть тюрьму таким способом стремительно сокращается.
Так, если в июне, по данным Минюста Украины, было подано свыше 5000 заявок и к октябрю
По данным Департамента по вопросам исполнения уголовных наказаний Минюста Украины, общая численность заключенных в местах лишения свободы на Украине в июне
С июня
Кроме того, существуют ограничения мобилизации заключенных по статьям УК. Рассчитывать на УДО в обмен на контракт не могут коррупционеры, осужденные за убийства двух и более лиц, изнасилования и преступления против основ национальной безопасности, а это — значительная часть тюремного контингента. Да и слухи о тяжелых условиях, плохом отношении командиров, отсутствии увольнительных и суровых приговорах за СОЧ (самовольное оставление части) тоже отпугивают зэков.
По материалам: «Доступ до правды».