Экономия вынуждает российских автомобилистов заниматься кустарным ремонтом машин, рассказали эксперты.
Старение автомобильного парка в России, нехватка запчастей, дорогой сервис, а также проблемы с наличием и подбором авто вынуждают водителей прибегать к самостоятельному ремонту машин, рассказали НТВ эксперты.
Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию автомобилей «Автодом Алтуфьево»: «Люди применяют кустарный ремонт — не по технологии, с использованием б/у или неоригинальных запчастей, с доработкой или изменением конструкции».
Эксперт привел статистику, согласно которой 40% автомобилей в России ремонтируют в дилерских СТО, 30% — в частных, еще около 30% машин чинят сами владельцы. При этом эксперт усомнился, что каждый третий в нашей стране способен на авторемонт любого уровня. Нужны ведь не только знания и навыки, но специальное оборудование, которого даже на некоторых СТО может не быть. Поэтому речь в данном случае идет об элементарном обслуживании: замене масла ДВС, фильтра салона или двигателя, тормозных колодок.
Роман Тимашов: «В современных реалиях саморемонт выглядит так: автомобили чинит опытный знакомый /бывший автомеханик / начинающий энтузиаст, он обладает навыками сервисного ремонта и у него есть инструменты. Спрос на таких специалистов может быть связан с низкими доходами, отсутствием инфраструктуры и оборудования, дороговизной запасных частей, старением парка автомобилей».
Человек, самостоятельно ремонтирующий автомобиль, жертвует комфортом ради экономии денег, сказал, в свою очередь, глава Академии союза ведущих российских дистрибьюторов автозапчастей GROUPAUTO Александр Ухов. За последние пару лет, по его словам, простой ремонт машин переехал во двор.
Александр Ухов: «Исследование показывает, что в 2024 году бюджет на обслуживание автомобиля семей автовладельцев распределился совершенно не так, как в
Однако говорить о всеобъемлющем тренде на самостоятельную починку авто нельзя, уверен эксперт. Устаревающий автопарк, пояснил он, требует более сложного ремонта, который под силу далеко не каждому.
Александр Ухов: «Сейчас автомобилей старше 10 лет уже более 52%, а старше 15 лет — 23%. К 2029 году, с учетом ситуации с продажей новых машин, доля авто старше 15 лет будет уже 31%».
Проблема нехватки автозапчастей в России стоит не так остро, как проблема их качества, отметил специалист. После ухода западных представительств комплектующие стало сложнее подбирать: нет официальных поставок, трудно достать оригинал, стало много контрафакта. А любителю в принципе нелегко понять, какая именно деталь ему нужна — отсюда всевозможные поломки, вплоть до критических.
Заместитель главного редактора журнала «За рулём» Никита Гудков рассказал, что сложности с запчастями возникают в основном у владельцев редких моделей машин, например американских, которых в России мало. Но даже для таких иномарок все можно привезти в обход санкционных барьеров.
Никита Гудков: «Конечно, кустарному ремонту, как и профессиональному, нужны запчасти. Распространенность саморемонта, на мой взгляд, сильно зависит от региона. В крупных городах для этого нет условий: гаражи сносят, автомобили там новее и сложнее. В регионах России кустарный ремонт развит гораздо больше, особенно когда до сервисов далеко ехать».
Риски кустарного ремонта напрямую связаны с его сложностью — чем она выше, тем серьезнее возможные последствия, говорят эксперты. Так, неудачная замена подвески на двигатель не повлияет, хотя и отразится на безопасности. А вот при агрегатном ремонте с использованием неоригинальных или б/у запчастей и несоблюдением технологии не исключено, что машина будет глохнуть, троить или вовсе закипит.
С починкой некоторых современных автомобилей, особенно по части электроники, с трудом могут справиться даже специалисты. Поэтому автосервисы будут всегда, но выживут только сильнейшие и самые клиентоориентированные, уверены эксперты.