25 сентября президент РФ Владимир Путин объявил о важных изменениях в российской ядерной доктрине, в частности, о новых условиях применения Россией ядерного оружия. Западные СМИ продолжают обсуждать заявление Путина и его последствия.
Президент России Владимир Путин 25 сентября дал понять, что любая ядерная держава, поддерживающая страну, нападающую на Россию, будет рассматриваться как участвующая в агрессии. Большинство западных СМИ в первых публикациях без оценок пересказали заявления президента РФ Владимира Путина об изменении российской ядерной доктрины, проявив свое настороженное отношение максимум в заголовках. В основном все сочли изменения в доктрине угрозой Западу, а слова о западной агрессии, в ответ на которую внесены изменения, взяли в кавычки. Постепенно начали появляться и материалы с анализом.
Американская газета The Hill выпустила материал с заголовком «Путин выдвинул новую ядерную угрозу Западу». В статье говорится, что Москва неоднократно угрожала Западу ядерным возмездием в случае оказания военной помощи Украине, а одобрение Штатами возможности нанесения ударов большой дальности стало бы непростительной эскалацией.
Британская The Guardian сочла слова президента РФ предупреждением. «Эти комментарии стали самым строгим предупреждением России Западу о недопустимости нанесения Украиной глубоких ударов по российской территории с использованием западных ракет большой дальности», — пишет издание.
Первый материал американского агентства Bloomberg вышел с заголовком «Путин расширяет ядерную доктрину для противодействия западной „агрессии“». Решение было принято, отмечает издание, после того, как Путин в начале этого месяца предостерег США и европейские страны от разрешения Украине нанести удар вглубь России с использованием западного дальнобойного оружия. Bloomberg напоминает, что Владимир Путин тогда заявил, что Россия примет «соответствующие решения» на основе новых угроз.
В следующем материале издания на ту же тему — колонке обозревателя Хэла Брэндса — говорится, что пока американские чиновники и аналитики выражают скептицизм по поводу того, сможет ли Запад предоставить Украине достаточное количество ракет, чтобы добиться существенных изменений, Путин,
Хэл Брэндс при этом предполагает, что удары РФ по западным странам — это «не самые вероятные формы российской эскалации», поскольку они грозят вовлечь НАТО непосредственно в боевые действия. Автор считает, что это превратило бы противостояние, в котором Москва могла бы победить, в то, в котором она, по всей вероятности, проиграет.
«Более вероятным представляется усиление двух видов асимметричной эскалации, которые Россия уже предпринимает, чтобы наказать сторонников Украины, не провоцируя полномасштабную войну с Западом», — говорится в статье. Это, утверждает обозреватель, кампания саботажа и диверсий, направленная на Европу, и усиление геополитических потрясений в других конфликтных зонах, в частности, в районе Красного моря. Напомним, что Россия отвергает подобные обвинения. Так,
Bloomberg пишет, что сторонники Украины не должны обманывать себя, думая, что на шаги по усилению атак на Россию не последует никакой реакции. «Конфликт на Украине — это глобальная
The Washington Post обращает внимание, что ядерная доктрина России будет включать в себя атаки на неядерные государства. Анонимный российский ученый, близкий к высокопоставленным российским дипломатам, заявил изданию, что поправки повысят гибкость доктрины и «в определенном смысле расширят» ее. «Элемент неопределенности будет сохранен, чтобы повысить уровень гибкости. Но поскольку применение ядерного оружия в случае атак, подобных атаке на Курскую область, будет сопровождаться существенными негативными побочными эффектами, это вряд ли может быть оправдано с военной точки зрения», — считает ученый. Он заявил, что момент, когда Путин сделал свое заявления, был выбран не случайно (президент Украины Владимир Зеленский как раз сейчас в ходе визита в США пытается убедить союзников разрешить бить их оружием вглубь России — Прим. ред.). Заявление представляет собой четкий сигнал Западу, но «все еще существует большой выбор вариантов эскалации», и «ядерный вариант не является предпочтительным».
Павел Подвиг — аналитик из Женевы, который руководит проектом «Российские ядерные силы», — резюмировал The Washington Post, что поправки были разработаны, чтобы создать «неопределенность и двусмысленность относительно возможности ответа», и охарактеризовал предыдущую версию доктрины как «довольно ограничительную», по мнению многих в России. «В целом это послание призвано предупредить Запад, что помощь, которая обсуждается сейчас, может стать проблемой», — сказал он. Подвиг добавил, что высказывания Путина вызовут еще больше вопросов о том, что можно считать нападением на Россию, и «заставят людей гадать и проявлять осторожность в отношении всего, что хоть
Financial Times обращает внимание, что Владимир Путин «не уточнил, какие страны могут стать целями для ответного удара Москвы». Также Financial Times задается вопросами о том, будет ли Россия рассматривать нападения на пять новых российских регионов как нападения на свою старую территорию. По словам собеседников издания, изменения в доктрине могут означать существенное снижение заявленного Россией ядерного порога и установить дополнительные критерии, при которых Россия может потенциально санкционировать ядерные удары.
«Это пока сигналы, но они довольно агрессивны и пока что наиболее конкретны», — заявил Александр Габуев, директор Евразийского центра Карнеги в Берлине. Габуев отметил, что, когда Россия опубликует обновленную доктрину с предложенными Путиным изменениями, она все равно будет намеренно содержать неопределенность относительно порога возмездия России и того, каким будет ее ответ.
Euronews также обращает внимание на широкое поле для трактовок заявления. Украина неоднократно наносила удары по территории России ракетами и беспилотниками в ответ на атаки Москвы, напоминает издание. Новая формулировка оставляет открытой возможность для потенциального ядерного ответа на любую воздушную атаку — преднамеренная двусмысленность, призванная сделать Запад менее склонным к разрешению наносить удары на большие расстояния.
The Times в статье пытается ответить на вопрос «Усилилась ли угроза применения Россией ядерного оружия?». Байден ранее заявлял, что ядерные угрозы России заслуживают внимания, но НАТО неоднократно утверждали, что нет никаких признаков того, что Россия готовится использовать свой ядерный арсенал. Тем не менее, пишет издание, Вашингтон
С точки зрения Запада, применение Россией ядерного оружия не имеет смысла. Тактическое ядерное оружие с его ограниченным радиусом действия и мощностью было бы разрушительным, но не гарантировало бы конец конфликта или мгновенную победу России. Применение же стратегического ядерного оружия, способного сровнять с землей целые города, почти наверняка спровоцирует массированный ответ Запада, а то и третью мировую войну. Однако The Times допускает, что применение ядерного оружия может стать способом бросить перчатку Западу в ситуации, если у России не останется другого выбора. Издание напоминает, что утечка военных документов, о которых ранее писала газета Financial Times, показала, что Россия разработала планы применения тактического ядерного оружия на ранних стадиях конфликта с крупной державой. Тогда западные аналитики пришли к выводу, что порог применения тактического ядерного оружия гораздо ниже, чем
The Times резюмирует, что низкий порог соответствует доктрине «нагнетание страха», согласно которой Россия будет стремится быстро завершить конфликт, шокировав противника упреждающим ограниченным применением ядерного оружия.