Нынешнее законодательство не позволяет европейским странам разорвать долгосрочные контракты на российский газ.
Бельгия, один из крупнейших в Европе импортеров сжиженного природного газа из России, призвала ЕС запретить российское топливо, предупредив, что компании не могут разорвать долгосрочные контракты, если весь блок не введет санкции.
Тинне Ван дер Стратен, министр энергетики Бельгии, заявила Financial Times, что ЕС должен «пойти дальше», чтобы остановить поставки российского СПГ, поскольку растут опасения по поводу увеличения импорта.
Правила, введенные Брюсселем в декабре прошлого года для предотвращения использования российскими энергетическими компаниями инфраструктуры ЕС, не дают достаточных правовых оснований компаниям, которые использовали такие порты, как бельгийский Зебрюгге — крупный центр импорта и реэкспорта СПГ в третьи страны — для сворачивания контрактов, сказала она.
Типичные контракты на поставку СПГ заключаются на десятилетие или более, поэтому многие из действующих в настоящее время контрактов датируются периодом до начал конфликта на Украине в 2022 году.
«Мы изучили этот вопрос… У нас российский газ поступает в Бельгию. Я тщательно все изучила, газовое законодательство не поможет», — сказал Ван дер Стратен. «Нам нужен общеевропейский подход».
Софи Херманс, министр по вопросам климата и зеленого роста Нидерландов, сообщила парламенту страны в письме в понедельник, что она поднимет этот вопрос на встрече министров энергетики ЕС в следующем месяце.
Количество танкеров, перевозящих российский газ, которые прибывают в главный терминал Роттердама Gate, резко возросло в этом году: с середины 2022 года до середины 2024 года был одни танкер в месяц, летом их стало два в месяц, сказала Херманс. Танкер стандартного размера перевозит эквивалент 70
«Нет других вариантов, при которых мы можем расторгнуть частные контракты без применения санкционного правила Европейской комиссии», — сказала Херманс.
Брюссель последовательно подталкивал страны ЕС к сокращению зависимости от российского ископаемого топлива с момента начал конфликта на Украине. Но он не стал вводить санкции в отношении топлива, выходящие за рамки запрета на перевалку, который был согласован в июне, но еще не вступил в силу.
По данным аналитической компании Kpler, Бельгия была вторым по величине импортером российского СПГ в 2023 году после Испании. Но Франция, похоже, собирается обогнать Бельгию и Испанию в этом году после увеличения импорта в Дюнкерк и Монтуар.
Несмотря на давление со стороны
Например, Венгрия регулярно выступает против принятия дальнейших мер по сокращению российского ископаемого топлива.
Дипломаты ЕС из