Тяга к России и Китаю усиливается, говорит глава Казатомпрома.
Генеральный директор Казатомпрома — крупнейшего в мире производителя урана — предупредил, что конфликт на Украине затрудняет дальнейшие поставки на Запад. Как заявил Меиржан Юсупов в интервью Financial Times, «гравитационное притяжение к Москве и Пекину усиливается».
«Нам гораздо проще продавать большую часть, если не всю нашу продукцию нашим азиатским партнерам — я бы не стал называть конкретную страну. Они могут потребить почти всю нашу продукцию или продукцию наших партнеров на севере», — сказал он FT.
«Продавать им гораздо проще, но мы не хотим класть все яйца в одну корзину», — добавил Юсупов.
Горнодобывающая компания из Астаны, 75% которой принадлежат казахскому государству, хочет сохранить широкий спектр клиентов, включая американские и европейские коммунальные предприятия, но доставка материалов по традиционному, более дешевому маршруту через
Казатомпром, акции которого котируются в Астане и Лондоне, стремится создать альтернативный маршрут для доставки материалов через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Черное море — но это будет дороже.
Казахстан добывает 43% мирового урана. Для сравнения, примерно столько же имеет ОПЕК на рынке нефти. Как отмечает газета, потенциальное влияние России на своего центральноазиатского соседа становится все более серьезным источником беспокойства для западных коммунальных предприятий и партнеров по отрасли.
Российская госкорпорация Росатом владеет долей в пяти из 14 месторождений Казатомпрома. По словам Юсупова, в рамках этих соглашений она получает 20% от объема добычи страны.
Россия и Китай лидируют в строительстве новых атомных электростанций в мире.
Согласно последнему годовому отчету, в прошлом году Казатомпром отправил 49% урана на азиатский рынок, 32% — в Европу и 19% — на американский рынок.
«Мы очень серьезно настроены на диверсификацию географии наших продаж», — сказал Юсупов.
Кэти Маллинсон, партнер Prism Political Risk Management, компании по
«Россия увеличила свою долю в добыче урана в Казахстане, а Казахстан все больше и больше поставляет его на китайский рынок. Это ставит серьезные вопросы в долгосрочной перспективе относительно того, сколько урана будет доступно на западных рынках».