Газета Financial Times со ссылкой на секретные документы сообщила, что российский Военно-морской флот обучен наносить удары по Европе ракетами, способными нести ядерные боеголовки, и может применить ядерное оружие уже на ранних стадиях потенциальной войны против НАТО.
Если верить, что в распоряжение Financial Times действительно попали секретные документы, то Россия подготовила свой
Карты целей, настолько отдаленных, как западное побережье Франции и
Ранее со ссылкой на тот же источник документов Financial Times сообщала, что Москва репетировала применение тактического ядерного оружия на ранних стадиях конфликта с крупной мировой державой. Согласно презентациям, Россия представляла себе конфликт с Западом как выходящий далеко за пределы ее непосредственной границы с НАТО и планировала серию сокрушительных ударов по Западной Европе.
Издание сообщает, что документы, составленные в период с 2008 по 2014 год, включают список целей для ракет, которые могут нести как обычные боеголовки, так и тактическое ядерное оружие. Российские офицеры подчеркивают преимущества применения ядерных ударов на ранней стадии.
В статье отмечается, что «высокая маневренность»
Аналитики Financial Times, ознакомившиеся с документами, заявили, что они соответствуют тому, как само НАТО оценивает угрозу ракетных ударов дальнего радиуса действия со стороны российского
Цели Балтийского флота в основном находятся в Норвегии и Германии и включают в себя
Способность России наносить удары по всей Европе означает, что цели по всему континенту окажутся под угрозой, если ее армия вступит в бой с силами НАТО в прифронтовых странах.
«Их концепция войны — это тотальная война, — сказал Джеффри Льюис, профессор Института международных исследований Миддлбери в Монтерее, который изучает контроль над вооружениями. — Они рассматривают эти штуки (тактические ядерные боеголовки) как потенциальное оружие победы. Они захотят их использовать, и они захотят использовать их довольно быстро».
Тактическое ядерное оружие, которое может быть доставлено ракетами наземного или морского базирования или самолетами, имеет меньшую дальность действия и менее разрушительно, чем более крупное стратегическое оружие, предназначенное для поражения целей в США. Однако даже оно может высвободить значительно больше энергии, чем во время американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году.
Издание приводит слова Владимира Путина, который неоднократно призывал европейских союзников Украины прекратить военную поддержку Киева Западом.
Владимир Путин, президент РФ: «Представители стран НАТО, особенно в Европе, особенно в малых странах, они должны отдавать себе отчет, с чем они играют. Они должны помнить о том, что это, как правило, государство с небольшой территорией и очень плотным населением».
В презентации также упоминается вариант так называемого демонстрационного удара — приведения в действие ядерного оружия в отдаленном районе «в период непосредственной угрозы агрессии» перед началом реального конфликта, чтобы напугать западные страны. Такой удар, говорится в изученных журналистами материалах, продемонстрировал бы «наличие и готовность к применению высокоточного нестратегического ядерного оружия» и «намерение применить ядерное оружие». В то же время Россия никогда не признавала, что подобные удары предусмотрены в ее доктрине.
Фабиан Хоффманн, научный сотрудник Университета Осло, изучающий политику в области ядерного оружия, считает, что комбинация ядерных и обычных ударов, изложенная в презентации, представляет собой «один пакет, который, по сути, сигнализирует противнику, что прямо сейчас ситуация действительно накаляется, и было бы разумно, если бы вы начали говорить с нами о том, как мы можем это уладить».
Дара Массикот, старший научный сотрудник Фонда Карнеги (признан в России иностранным агентом), считает, что «российские стратеги отчасти рассматривают ядерное оружие как центральное средство на ранних стадиях любого конфликта с НАТО, так как их вооруженные силы уступают в обычных ресурсах». По расчетам НАТО, страны Североатлантического союза располагают менее чем 5 процентами мощностей ПВО, необходимых для защиты восточного фланга альянса от полномасштабной атаки со стороны России.