Ученые петербургского НИИ уха, горла, носа запустили пилотный проект по спортивной реабилитации детей с нарушением слуха. Инициативу поддержало министерство здравоохранение.
Кохлеарная имплантация и слуховые аппараты помогают восстановить слух, а занятия с педагогами — речь. Но оказалось, что большинству детей с нарушением слуха трудно держать равновесие. Улучшить координацию, возможно, помогла бы лечебная физкультура. Но для ребенка это скучно, говорят врачи.
Газиз Туфатулин, главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр»: «Нужен был
На тренировках используют научный подход. Программу разрабатывали врачи, сурдологи, специалисты по адаптивной физкультуре и тренеры. К элементам добавили больше упражнений для ловкости и моторики.
Чтобы спорт для подопечных детей был, действительно, безопасным, играть решили специальным мячом. Внешне похож на теннисный, но мягкий. Если такой прилетит, больно точно не будет. Он не испортит ни слуховой аппарат, ни имплант.
Артём к своим воспитанникам всегда лицом. С ними важен зрительный контакт и доверительные отношения. На тренировках никаких капризов и полная самоотдача. Эти дети, говорит тренер, знают, что такой тяжелый труд. И этим отличаются от обычных сверстников- спортсменов.
Артём Пожидаев, тренер по теннису, младший научный сотрудник НИИ ЛОР: «У них есть желание большее, чем у обычных деток. Они понимают, что это им нужно для реабилитации, для улучшения слуха, речи. Этот проект у нас для моторики, для координации и баланса, поэтому прогресс очень крутой».
В проекте участвуют 24 ребенка с нарушением слуха. Перед началом эксперимента детей протестировали: исследовали вестибулярную функцию, когнитивные навыки, оценивали речевые способности. И уже сейчас понятно: этот сет уже выигрышный.
Пилотный проект поддержал Минздрав, в том числе и финансами. Авторы спортивный реабилитации надеются увидеть среди болельщиков и городское правительство. У этого эксперимента есть один побочный эффект: побывав один раз на корте, дети влюбляются в теннис без оглядки. И вряд ли увлечение пройдет через год, когда завершится программа.