Несмотря на санкции, экономика России «стремительно растет». Оказывается, что огромные расходы во время войны действительно подталкивают экономику, пишет The Economist.
По всему миру растет беспокойство по поводу экономической ситуации: в Америке и Канаде увеличивается безработица, а потребительские настроения остаются подавленными, Европа находится на пороге рецессии. Тем не менее есть место, где настроения совсем другие, пишет The Economist.
«Несмотря на жесткие санкции… экономика России стремительно растет. Оказывается, что огромные расходы во время войны действительно оживляют экономику», — пишет издание.
Ожидается, что в этом году ВВП России вырастет более чем на 3% в реальном выражении, быстрее, чем у 95% богатых стран. По данным Центрального банка, в мае и июне экономическая активность значительно возросла. Другие показатели активности также свидетельствуют о том, что экономика ускоряется. Безработица близка к рекордно низкому уровню; с рублем все в порядке. Правда, инфляция слишком высока — в июне цены выросли на 8,6% в годовом исчислении, что значительно выше целевого показателя ЦБ в 4%, — но при росте денежных доходов на 14% в годовом исчислении покупательная способность россиян быстро растет. В отличие от почти всех остальных, россияне хорошо оценивают экономическую ситуацию.
В статье говорится, что индекс потребительского доверия, измеряемый российским статистическим агентством (ВЦИОМ — Прим.ред.), значительно выше среднего с тех пор, как Владимир Путин пришел к власти в 2000 году. Издание приводит и данные независимой социологической компании
The Economist: «Только однажды за последние три десятилетия настроения были лучше. Уверенность россиян в собственном финансовом положении, согласно официальным данным, недавно подскочила до рекордно высокого уровня. Они более склонны совершать крупные покупки, такие как автомобиль или диван, а рестораны переполнены. В прошлом году россияне импортировали на 18% больше коньяка, чем в 2019 году, в то время как импорт игристых вин увеличился на 80%. Сбербанк, крупнейшее финансовое учреждение России, отмечает, что в июне общие потребительские расходы выросли на 20% в годовом исчислении в номинальном выражении».
Последние данные резко контрастируют с данными
Аналитики The Economist объясняют, что такой поворот обусловлен не прибылью от экспорта. Хотя России удалось перенаправить углеводороды, некогда предназначавшиеся для Европы, в другие части мира, цены на нефть сейчас ниже, чем пару лет назад. В первом квартале 2024 года общая стоимость физического российского экспорта была на 4% ниже в долларовом выражении, чем за аналогичный период 2023 года, и на треть ниже, чем в 2022 году.
Издание называет две причины ускорения экономики. Первая —
«По сути, Россия вчера сэкономила, чтобы повеселиться сегодня. Общие государственные расходы выросли в среднем на 15% как в 2022, так и в 2023 годах, и в бюджете этого года заложен чуть меньший рост», — говорится в статье.
Издание отмечает, что рост госрасходов касается многих аспектов: как трат на увеличение производства оружия и боеприпасов и выплаты военным, так и на социальные выплаты, повышение пенсий, инфраструктурные объекты и прочее.
Вторая причина ускорения экономики России, по мнению авторов материала, связана с ее необычной
При этом российское правительство почти полностью оградило реальный сектор экономики от ужесточения
Согласно официальным данным, в первом квартале 2024 года домохозяйства потратили 11% своего дохода на обслуживание долга — примерно столько же, сколько в 2021 году, когда процентная ставка была намного ниже.
Впрочем, The Economist делает негативный прогноз относительно дефицита бюджета. «При нынешних темпах финансовые резервы России будут исчерпаны примерно через пять лет; тем временем правительство столкнется с высокой стоимостью заимствований», — пишет издание.