Побывавший в боях человек может в мирной жизни сталкиваться с триггерами, которые провоцируют симптомы ПТСР, рассказала психолог Елена Бений.
Участнику спецоперации, вернувшемуся из зоны боевых действий, нужно помочь адаптироваться к новой обстановке. В первую очередь следует отвести его на консультацию к психологу, даже если он возражает. Об этом в беседе с НТВ сказала практический психолог, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии МИТУ Елена Бений.
Бывшего бойца СВО следует сопроводить в войсковую поликлинику, к которой он прикреплен. Там и ему, и его родственникам окажут поддержку в режиме «здесь и сейчас», отметила специалист. Такую же помощь можно получить в единых центрах поддержки военнослужащих и их семей, они открыты во многих российских городах.
Елена Бений: «Признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) — пугающие навязчивые воспоминания и бегство от неприятных мыслей, напоминающих о пережитом, — могут проявиться не сразу, а через
Очень важно уметь принять тревогу человека и не запаниковать при этом самому, иначе ситуация обострится. В таких случаях эксперт советует не отрицать происходящее, а спокойно обсуждать все в кругу близких.
Елена Бений: «При этом лучше не фиксироваться на переживаниях, а перевести тревогу в практическую деятельность, напомнить о срочных или незавершенных делах и так далее».
В мирной жизни бывший участник спецоперации может сталкиваться с триггерами, провоцирующими ПТСР. Это, например, серьезная болезнь, утрата близкого, природный катаклизм, ДТП или даже фильм со сценами угрозы жизни. Расстройство иногда сопровождается паникой, агрессией и попытками игнорировать причины стресса.
Сроки восстановления разнятся, но зачастую терапия с плановой поддержкой длится от одного года до трех лет. Результатом реабилитации считается возвращение пациента к стабильной жизни без тревожного прошлого и умение самостоятельно преодолевать стресс. Полное восстановление возможно, заверила врач.