После санкционной опалы Запада Россия была вынуждена наладить работу «теневого флота» для экспорта нефти и теперь тоже самое делает для поставок газа на международный рынок.
Об этом пишет Bloomberg, основывая свои доводы на том, что неизвестные дубайские компании скупают специализированные суда.
Как утверждает агентство, экспорт российского сжиженного природного газа через трубопроводы практически приостановлен и для пополнения бюджета Москва ищет альтернативные пути. Больше всего по газовым компаниям РФ ударили санкции со стороны Вашингтона, которые не дают иностранным фирмам сотрудничать с Россией и останавливают готовые к работе во льдах суда, пригодные для доставки газа с арктических объектов. Новые санкции ЕС, вступающие в силу в 2025 году и ограничивающие транзит российских судов через европейские порты в третьи страны, еще больше затруднят поставку СПГ.
За последние три месяца, согласно данным глобальной базы данных по судоходству Equasis, 8 судов перешли в собственность малоизвестных компаний из ОАЭ. Четыре судна относятся к ледовому классу и они уже получили разрешение от Москвы на проход в арктических водах РФ.
Bloomberg утверждает, что это очень похоже на создание «теневого» нефтяного флота, когда используются компании, в которых невозможно установить конечных бенефициаров и выкупаются старые танкеры, которые уже должны были вывести из эксплуатации.
По меньшей мере три специализированных танкера числятся в базе данных Международной морской организации как «неизвестные». Рынок «голубого топлива» меньше нефтяного и редкость, чтобы малоизвестные фирмы приобретали суда, стоимость которых может исчисляться сотнями миллионов долларов.
«Есть несколько признаков, указывающих на усилия России по созданию теневого флота для СПГ. Покупка старых перевозчиков, передача судов ледового класса дубайской компании и большое количество разрешений на проход по Северному морскому пути указывают на то, что части „пазла“ теневого флота встают на свои места», — сказал Мальте Хумперт, основатель Арктического института и аналитического центра в Вашингтоне.
Например, подозрение вызвало судно Asya Energy. В июне, когда йеменские хуситы усилили атаки на коммерческие суда в Красном море, это судно прошло без инцидентов, став первым перевозчиком СПГ, прошедшим через «горячую точку» с января 2024 года.
Также четыре недавно построенных судна ледового класса перешли в собственность компании White Fox Ship Management, базирующейся в Дубае. И все четыре судна: North Air, North Mountain, North Sky и North Way получили от России разрешение на проход в водах Арктики в этом летнем сезоне.
«Готовность Москвы создавать теневые флотилии иллюстрирует тот факт, что санкции похожи на игру в