Новый механизм создан в ответ на российские правила о временном управлении компаниями и о переносе споров в российскую юрисдикцию.
ЕС в рамках
Любые граждане и компании ЕС, могут потребовать через суд той страны ЕС, гражданином или организацией которой является истец, компенсации за ущерб, причиненный в результате решения суда «третьих стран» по требованиям лиц и компаний, входящих в различные санкционные списки ЕС. Речь, например, об арестах имущества иностранной компании в России в счет авансов за оборудование, не поставленное
Любые граждане ЕС или компании, учрежденные по законам страны ЕС могут потребовать через суд соответствующей страны ЕС компенсации от любых российских лиц, компаний и организаций, которые «получили выгоду» от
По мнению старшего юриста практики коммерческих споров МЭФ Legal Марка Васьковского, ЕС видит угрозу в российских правилах о временном управлении компаниями и о переносе споров в российскую юрисдикцию, в связи с чем вводит схожие механизмы, чтобы снизить убытки своих резидентов. Это еще и превентивный инструмент: российским компаниям, возможно, придется решать, готовы ли они обращать взыскание на российские активы своих иностранных контрагентов, но потерять собственное имущество в ЕС, добавляет юрист.
«Тренд переносить споры с санкционным элементом на свою территорию в российских судах прижился, теперь его применительно к санкционному режиму в отношении России запускает ЕС. Пока принимаются новые пакеты, эти процессы будут развиваться», — рассуждает она. Это — «процессуальная „гонка вооружений“», описывает Васьковский.
Положениями о компенсациях в первую очередь захотят воспользоваться компании из стран ЕС, активы которых были переданы во временное управление российским лицам, ожидает Васьковский. В настоящий момент режим временного управления действует в отношении акций и долей 19 различных дочерних компаний лиц из «недружественных» стран.
Некоторые из таких компаний анонсировали планы по началу арбитражных разбирательств против РФ в связи с передачей их активов во временное управление. Например, датская Carlsberg.