Сегодня в России отмечают День полярника. Это профессиональный праздник для геологов, строителей, моряков и пилотов, которые причастны к освоению Арктики и Антарктики. В этот день в 1937 году началась работа первой экспедиции полярной дрейфующей станции «Северный полюс 1». С тех пор у наших ученых было немало достижений. Среди них и недавно введенный в эксплуатацию новый зимовочный комплекс «Восток» в Антарктиде.
Самая удаленная от цивилизации точка с самым суровым климатом — антарктическая станция «Восток». Она модернизировалась несколько раз, но последние 30 лет непростая жизнь на ней превратилась в тяжелейшее испытание.
Михаил Слипенчук, председатель совета директоров ОАО «Запсибгазпром», профессор МГУ им. М. В. Ломоносова: « В
Новый зимовочный комплекс нужен был уже давно, но реализовать проект начали только в конце прошлого десятилетия. Важен каждый нюанс, например, как сделать заземление, если под станцией вместо земли километры льда?
Елена Четверткова, главный архитектор нового зимовочного комплекса «Восток»: «На случай, не дай бог,
Пожар уже был на старом «Востоке» 12 апреля 1982 года. Короткое замыкание, один человек погиб, станция обесточена, тепла и света нет, впереди две трети зимовки, эвакуация невозможна.
Александр Макаров, директор Арктического и антарктического
Долго решали, из чего делать внешние панели. Вопрос пришлось изучать с нуля.
Александр Клименков, генеральный директор компании «Краспанинновации»: «Это оболочка, которая должна и сохранить тепло, и не пропустить большое количество снега под давлением».
Пришли к тому, что для элементов конструкции надо создавать новые материалы, проводить испытания, искать решения, которых до сих пор не было нигде в мире. На помощь пришли специалисты Института экспериментальной механики МГСУ.
Олег Корнев, заместитель директора Института экспериментальной механики НИУ МГСУ: «То, что выдерживает человек, зачастую не выдерживает материал. Та сталь, которая выбрана и эксплуатируется, дай бог, лет 50 или 100 будет эксплуатироваться, может выдержать до минус 90 градусов стабильно».
Когда, наконец, все элементы были готовы, нужно было найти площадку для тестовой сборки всего модуля. Сейчас площадка Опытного завода строительных конструкций заполнена модульными жилыми домиками. Их тут много, настоящий лабиринт, несложно даже заблудиться. Но летом 2020 года все это пространство, вся площадка была занята
Пётр Кулешов, генеральный директор Опытного завода строительных конструкций: «Самым сложным в этом проекте была логистика. Использовалась масса нетиповых решений, никто никогда не возил ничего на такие расстояния и с такими сложностями».
Компания в
Но далеко не все оборудование удавалось поместить в стандартный контейнер. Был объявлен конкурс на специальные сани габаритами в 6 раз больше. Победителя должны были определить испытания в Антарктиде. На трассу вышли крупнотоннажные сани трех производителей — два российских и знаменитой компании «Леман».
Александр Скородумов, учредитель компании
НЗК «Восток» требовал уникальных решений, начиная от специальных генераторов, разработанных на базе дизельных моторов КамАЗ, заканчивая строительной техникой. Все это вместе позволило создать полярную станцию, которая была построена всего за три года.
Александр Макаров: «Что наиболее удивительно лично для меня, это скорости реализации этого проекта, потому что станцию „Конкордия“, например, которая
Про НЗК «Восток» с уверенностью можно сказать: сделано в России.