Иран продавал в среднем 1,56 млн баррелей в день в течение первых трех месяцев года, почти вся она идет в Китай.
Иран экспортирует больше нефти, чем
По данным компании Vortexa, Тегеран продавал в среднем 1,56 млн баррелей в день в течение первых трех месяцев года, почти вся нефть шла в Китай. Это самый высокий уровень экспорта с третьего квартала 2018 года.
Успех Ирана в экспорте сырой нефти подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются США и ЕС, стремящиеся усилить давление на Тегеран после его ракетной и беспилотной атаки на Израиль.
«Иранцы овладели искусством обхода санкций», — сказал Фернандо Феррейра, руководитель службы геополитических рисков в Rapidan Energy Group в США. «Если администрация Байдена действительно собирается повлиять на ситуацию, ей необходимо переключить внимание на Китай». Министр финансов США Джанет Йеллен на этой неделе признала, что Иран продолжает экспортировать свою нефть и что «нужно сделать больше», чтобы ограничить торговлю.
Но аналитики говорят, что Вашингтон не склонен ужесточать санкции или требовать более строгого соблюдения уже введенных — Байден не хочет допустить роста цен на бензин в предвыборный год. К тому же, это осложнит и без того непростые отношения с Китаем — главным потребителем иранской нефти.
Активный спрос со стороны Китая побуждает Иран наращивать добычу. По данным исследовательской компании Kpler, в 2023 году примерно 90% экспорта сырой нефти из Ирана направлялось в Китай. По данным Reuters, иранское сырье за юани закупают более 40 малых и средних независимых нефтеперерабатывающих заводов Китая.
Армен Азизян, старший аналитик и специалист по санкциям компании Vortexa, заявил, что США недавно начали выцеливать отдельные танкеры, которые подозревают в перевозке иранской нефти. США ввели санкции в отношении двух танкеров в феврале и еще 13 в апреле. Однако влияние на экспорт, по его словам, до сих пор было «минимальным». «Иранцы очень хорошо умеют находить лазейки», — сказал он. «Теперь они подделывают АИС (систему слежения за судами), это затрудняет отслеживание того, что они делают», — добавил он.
Азизян сообщил, что размер флота, используемого Ираном для транспортировки нефти, за последний год вырос на одну пятую до 253 судов, а количество супертанкеров, перевозящих до 2 млн баррелей нефти, удвоилось с 2021 года.