Страны ЕС наращивают поставки российского СПГ, компенсируя сокращение поставок по трубопроводам.
Рост спроса на сжиженный природный газ в Европе привел к тому, что доля российского газа в поставках ЕС выросла до 15%, хотя доля трубопроводного импорта «Газпрома» упала после начала СВО с 37% до 8,7%. Об этом пишет Reuters со ссылкой на подсчеты аналитической компании Kpler. В прошлом году Россия отправила в порты ЕС более 15,6 млн тонн СПГ, что незначительно больше, чем в 2022 году, и на 37,7% больше, чем в 2021 году. Это примерно 46% от общего экспорта российского СПГ.
Рост поставок отчасти можно объяснить скидками, говорят источники агентства. Частный российский производитель «Новатэк» в прошлом году продавал в ЕС газ по сниженным ценам.
Испания, которая ранее не импортировала российский газ по трубопроводам, стала крупнейшим реэкспортером российских поставок по морю. В данных о доставке указывается только предыдущий пункт назначения. Поэтому СПГ, который принимают в Бельгии, Франции, Испании и Нидерландах, теряет свою российскую маркировку, которая может отпугнуть покупателей, перед отправкой по трубопроводам или погрузкой на другие суда.
Крупные испанские энергетические компании, в том числе Repsol, Cepsa, Endesa и Iberdrola, заявили, что не покупают российский газ напрямую. Однако генеральный директор Endesa Хосе Богас не исключил, что он попал в объемы, закупаемые у третьих лиц.
Правительства западноевропейских стран ввели санкции в отношении российской нефти, но они не сделали того же в отношении природного газа. Вместо этого Европейская комиссия призвала к добровольному отказу от всего импорта российского топлива к 2027 году. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон в марте говорил, что Еврокомиссия собирается уже в этом году добиться сокращения закупок российского СПГ.
Начиная с апреля страны ЕС могут юридически запретить российским компаниям бронировать свои инфраструктурные мощности для поставок СПГ. Однако крупные импортеры газа — Испания и Бельгия — заявили, что, вероятно, не сделают этого. «Если я запрещу это в одностороннем порядке, то получится, что газ пойдет во Францию?» — заявила министр энергетики Испании Тереза Рибера. «Нам нужна общая позиция».