Десятилетиями государевы люди помимо зарплаты получали бонусы за близость к власти, а сейчас им предлагают отказаться от бесплатных машин, служебных квартир, прочих прелестей и взять деньгами. Зачем это нужно?
В России начинается новая кампания по борьбе с привилегиями. Речь о госслужащих и льготах в виде служебного автотранспорта, компенсаций из госбюджета на покупку квартиры, дешевые путевки и прочее. Цель — монетизировать льготы, подняв чиновникам зарплату.
Одни называют эту идею популистской, другие — рациональной. Насколько реально избавить номенклатуру от наследия советской системы, и не приведет ли это к дефициту государевых людей.
Корреспондент НТВ Иван Трушкин углубился в подсчеты и выяснил, что пресловутый пакет чиновьичих радостей стоит налогоплательщикам даже не миллиарды — эксперты говорят о сумме с 12 нолями!
«Молоко за вредность» — это же даже не вопрос денег, а сословная привилегия. Касте государственных мужей в Советском Союзе позволено было отовариваться, жить и отдыхать отдельно от остального населения — избранность, манившая одних и раздражавшая других.
Приятные бонусы у старой номенклатуры в итоге мужественно отобрали, чтобы номенклатура новая пользовалась ими сама.
Иван Трушкин, корреспондент: «Допустим, я — не последний человек в аппарате правительства России с зарплатой около 90 тысяч рублей. На какие деньги от государства я смогу рассчитывать? Ну,
И это мы еще обошли вопрос жилплощади. Понятно, что квартиру получает не каждый госслужащий. Но тут все довольно туманно: кому и по какой системе раздают заветные квадратные метры?»
Чем больше неясностей, тем больший простор для коррупции. Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев слушал, как об этой трудноизлечимой российской беде говорил сегодня президент Медведев на встрече с Открытым правительством.
Медведев потребовал увольнения чиновников, искажающих сведения о своих доходах. В прошлом году недостоверной оказалось каждая десятая из 230 тысяч проверенных деклараций.
Самостоятельное Бюро по борьбе с коррупцией, как предлагают в «открытом правительстве», Медведев считает ненужным. Такую структуру, по его мнению, можно создать в рамках Генпрокуратуры.
Медведев не без отвращения относится к доносительству, однако признает, что в так называемых передовых странах стимулирование людей за информацию о коррупции приносит пользу.
Но монетизация может и осложнить поиск коррупционеров. Если сейчас служащий с зарплатой в 50 тысяч ездит на машине за 4 миллиона, к нему справедливо могут возникнуть вопросы. А когда зарплаты станут больше — оправдать масштабные траты станет проще. С другой стороны, если выдавать деньги на руки — мухлевать с бюджетными деньгами гораздо сложнее.
Но и такой способ, как убедился британский собкор НТВ Антон Вольский, не гарантирует кристальной чистоты государственных трат.
Министры британского правительства и английские парламентарии находятся на полном гособеспечении. Но иногда эта система дает сбой.
В
Одни снимали фиктивные квартиры, кладя казенные деньги в карман, другие оплачивали за счет бюджета домработниц. Но все понесли наказание. Несколько человек посадили в тюрьму, и от всех суд потребовал вернуть деньги в кассу. Правда, размеры хищений по российским меркам смехотворны — в среднем 30 тысяч фунтов, полтора миллиона рублей. Но общий ущерб составил полмиллиона фунтов — 25 миллионов рублей.
Другие подробности — в репортаже НТВ.