С началом санкций поток сомнительных операций через Россию сократился.
Росфинмониторинг с началом санкций фиксирует сокращение как исходящего, так и входящего потока подозрительных операций в России. Об этом сообщил замглавы Росфинмониторинга Герман Негляд в интервью РБК.
Могу сказать, что мы зафиксировали сокращение подозрительного как исходящего, так и входящего потока в нашу страну в последние два года. Этот факт есть. Но надо понимать, что преступный бизнес тоже ищет новые формы, новые направления.
По словам Негляда, подозрительные трансграничные финансовые потоки сейчас переориентируются на другие регионы и новые страны.
Мы выстраиваем сейчас взаимодействие с зарубежными партнерами, чтобы эти потоки были более прозрачными и было лучшее понимание для госорганов наших стран.
Кроме этого, Негляд отметил, что Росфинмониторинг постоянно проводит работу по корректировке перечня сомнительных операций, так как
Но я хотел бы, чтобы к перечню правильно относились: это признаки необычных операций, которые сами по себе не влекут ни сообщения в финансовую разведку, ни отказ от операции — ничего. Это просто некая ориентировка для банков, чтобы повнимательнее посмотреть на соответствующую операцию и принять решение.
По его мнению, корректировка может коснуться «дропов», так называют подставных лиц, снимающих полученные мошенническим путем средства. А также оборота криптовалюты.
Что касается корректировки с нашей стороны, то, например, по проблеме тех же «дропов» можно было бы сориентировать банки на дополнительные признаки, а также, возможно, по незаконному обороту криптовалюты.
Негляд заявил также, что Росфинмониторинг видит риски снижения рейтинга России в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF
В начале декабря было заседание Евразийской группы, и в том числе рассматривался отчет России о прогрессе в исполнении рекомендаций FATF. Несмотря на то что по многим рекомендациям был отмечен прогресс, как раз по рекомендации, связанной с новыми технологиями, куда попадает регулирование оборота криптовалюты, судя по всему, наш рейтинг будет понижен. Потому что объективно регулирование оборота криптовалюты в нашей стране пока недостаточно введено: нет ни запрета, ни разрешения на работу криптобирж. Вопрос перезрел, конечно.
Он напомнил, что в отношении регулирования оборота криптовалюты есть две принципиальные позиции: Минфина и Центрального банка.
По первой позиции регулирование нужно осуществлять путем возложения на криптобиржи и криптообменники соответствующих обязанностей. То есть признавать их в правовом поле, закреплять их права и обязанности, такие как идентификация клиентов, анализ операций, выявление подозрительных, отказ в проведении высокоподозрительных операций — весь тот комплекс обязанностей и прав, которые сейчас исполняют банки. Вторая позиция заключается в том, что с точки зрения защиты нашей финансовой системы деятельность таких криптобирж и криптообменников должна быть запрещена.
И хотя, по его словам, обе точки зрения имеют свои аргументы, пока ни одна из них не возобладала.
Учитывая, сколько у нас граждан, юрлиц за эти годы стали владеть криптовалютой, наверное, предпочтительным был бы вариант министерства финансов. Мы очень надеемся, что в следующем году будет принято согласованное решение.
В конце ноября глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказывал, что ведомство видит двукратный рост подозрительных операций с криптовалютой в текущем году, но благодаря программному продукту «Прозрачный блокчейн» есть возможность проводить расследования по таким эпизодам.