По словам Набиуллиной, инфляция свидетельствует о том, что российская экономика не успевает за растущим спросом.
Банк России сохраняет прогноз по инфляции на 2024 год в диапазоне
На 2024 год мы не меняем прогноз, считаем, что к 2024 году при проведении нами соответствующейденежно-кредитной политики мы к концу года можем иметь инфляцию4–4 ,5%. Но, конечно, риски смещены в сторону проинфляционных, то есть рисков отклонения инфляции от этого прогноза вверх гораздо больше того, что она уйдет вниз.
Набиуллина подчеркнула, что нельзя закрывать глаза на высокую инфляцию и не повышать ставку, поскольку это навредит экономике.
Представьте, что экономика — автомобиль. Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется. Далеко мы не уедем. Ехать, возможно, мы будем быстро, но недолго.
Набиуллина добавила, что российская экономика не успевает за растущим спросом.
«Трудовые ресурсы наряду с располагаемыми технологиями, мощностями определяют объективные возможности экономики, которые задают ее потенциал. Высокоустойчивая инфляция говорит о том, что экономика отклонилась от этого потенциала и не успевает за растущим спросом», — сказала она.
По словам Набиуллиной, ЦБ испытывает «сильное беспокойство» по поводу незаякоренных инфляционных ожиданий.
Что касается того, что инфляционные ожидания остаются высокими несколько лет подряд — нас это сильно беспокоит. Я считаю, что якорь в виде низкой предсказуемой инфляции — это должен быть основной якорь в нашей политике. Иногда нам предлагают [таргетировать] валютный курс, но я сейчас не буду распространяться, почему это нехороший якорь.
Глава ЦБ отметила — ключевая ставка работает, если бы регулятор не повысил ее, инфляция могла быть гораздо выше, а курс рубля слабее. Но основной эффект от повышения ключевой ставки будет виден в 2024 году. Ставка действует не сразу, со временем.