Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о приеме Молдавии в Евросоюз. Правда, как говорят эксперты, шаг чисто формальный, даже сами власти республики, которая десятилетиями стремится в ЕС, подвижек в этом вопросе раньше 2030 года не ждут. Тем более еще надо выполнить ряд условий. Бывший президент Молдавии Игорь Додон заявил, что политика сближения с ЕС, которую ведет нынешнее руководство страны, гражданам ничего хорошего не принесла. Молдавские фермеры готовятся к масштабным протестам, требуя прекратить отворачиваться от России.
Вадим Монастырлы хоть и директор, но сам сидит за штурвалом комбайна, который называет заводом по переработке зерна. Пока завод работает, но низкие цены на продукцию и высокая стоимость топлива грозят производству полной остановкой.
Вадим Монастырлы, директор фермерского хозяйства: «С такими ценами будет глобальная катастрофа. С каждым годом все хуже и хуже. Власти делают все, чтобы убить сельское хозяйство».
Политолог Олег Дирун после прошедших в стране местных выборов, на которых правящая партия «Действие и солидарность» (вся ее политика построена на евроинтеграции) с треском проиграла, все равно уверен, что Молдавия должна быть в Евросоюзе. А в вопросе о вступлении в ЕС молдавское общество якобы достигло консенсуса. Правда, в прогнозах политолог очень осторожен.
Олег Дирун, политолог: «Для ЕС начало переговоров — это сильный аванс в сторону Кишинёва, но нет стопроцентной гарантии, что переговоры будут одобрены всеми членами. Мы знаем об особой позиции Нидерландов, Австрии, Венгрии. Даже если этот процесс начнется, он будет непростым».
Впрочем, люди на улицах Кишинёва, на которых после выборов вновь закипели протесты, говорят об обратном: никакого консенсуса нет. Молдаване недовольны тем, что правящая партия закрыла все оппозиционные СМИ, а кандидаты от оппозиции подверглись репрессиям. В стране идет постоянный поиск «агентов Кремля». Разговоры о том, что без российского рынка аграрная республика не выживет, — удел лишь самых смелых.
Игорь Додон, вы 2016 — 2020 гг. — президент Молдавии: «Уважаемые друзья, мы с вами сейчас находимся в районе Сорока. Посмотрите, какие красивые яблоки, посмотрите, какие они красивые, тут несколько тонн будут гнить. Это все результат политики Майи Санду, Гросу. Господа руководители, приходите и посмотрите, вот такие красивые яблоки отдают на яблочный сок. Это все результат вашей политики! Нам нужен русский рынок!»
О том, что рекомендации Еврокомиссии начать переговоры о членстве, выглядят, как сладкая морковка и попытка окончательно оторвать ту же Молдавию от российского рынка, становится очевидным, если посмотреть на экономические показатели кандидатов. Госдолг республики по отношению к ВВП перевалил уже за 35%, и это лишь полбеды.
Михаил Пойсик, экономист: «Если говорить о перспективах вступления, то это позиция халявщика, никто Молдову не видит, люди это поняли и устремились из страны».
В листе разрушающего экономику ожидания членства в ЕС продолжает оставаться и Украина. О том, что украинский проект по евроинтеграции, кроме политической, других окрасок не имеет, было понятно еще во время вильнюсского саммита 2013 года.
А теперь и вовсе на членство в ЕС претендует, как видно из основных экономических показателей, одна из самых коррумпированных стран с государственным долгом, который скоро достигнет 100% ВВП. Впрочем, и политическую готовность Украины стать членом большой европейской семьи сами жестраны ЕС стали ставить под сомнение. В Варшаве, например, уверены, что вопрос не решить без покаяния Киева за волынскую резню.
Как говориться, не в бровь, а в глаз, объясняя европейцам, что будет, если евробюрократы