Под толщей воды Байкала работает Байкальский подводный нейтринный телескоп. Уловители нейтрино летящих из космоса частиц связывают в цепи и опускают на большую глубину. Объем этих цепей сравним с Москва-Сити .
Задача фотоловушек — поймать нейтрино, пришедшие с другой стороны Земли, те, которые врезаются в землю в районе Южного полюса и выходят под дном Байкала. Если нейтрино удалось поймать, то сигнал передается для расшифровки в центр обработки на берегу озера.
Нейтрино — очень слабо взаимодействующая частица, поэтому предсказать, сколько нейтрино поймает этот огромный «подводный телескоп», тяжело. Это может быть и одна частица в месяц, при том что каждый квадратный сантиметр окружающего нас пространства (а заодно и нашего тела) каждую секунду пронизывают примерно 50 тысяч нейтрино!
Опустить множество «глаз» под воду пришлось по двум причинам: при прохождении через воду нейтрино излучают видимый свет, а глубина в сотни метров отсекает ненужное излучение и помехи.
Зачем ученым ловить нейтрино и можно ли «прикрутить» их не только к научным изысканиям, а к нашей обычной жизни, «Инфощиту» рассказал директор Объединенного института ядерных исследований, академик РАН Григорий Трубников. Оказывается, от нейтрино может быть вполне материальная польза. Например, с их помощью можно экономить на обслуживании ядерных реакторов.
Григорий Трубников: «Нейтрино даже Землю прошивают, то есть для них прошить защиту реактора вообще ничего не стоит. Поэтому если вы придумаете детектор и поставите его в 20, в 50 метрах от реактора, просто на улице и будете точно мониторить, сколько нейтрино у вас вылетает, вы сможете сказать о том, сколько у вас осталось
Но для такого применения, подчеркнул ученый, еще необходимо придумать детектор, который будет точно регистрировать нейтрино той энергии, которую нужно измерить.
Еще одна, пока также теоретическая возможность применения нейтрино — мгновенная передача информации, не требующая вообще никакой промежуточной инфраструктуры вроде нынешних базовых станций сотовой связи, различных усилителей и передатчиков сигнала и т.п.
Григорий Трубников: «Эти вещи обсуждаются с
Проблема в том, что в данный момент нейтрино можно сгенерировать, но пока никто не умеет заложить в него информацию и поймать потом именно это конкретное нейтрино. В то же время, по прогнозу Трубникова, говорить о практической реализации такого принципиально нового вида связи можно будет в довольно обозримом будущем — лет через
Помогут нейтрино и в изучении фундаментальных законов Вселенной, ее прошлого и в научном предсказании ее будущего.
Григорий Трубников: «Нейтрино есть разных энергий. Есть геонейтрино — радиоактивный распад идет в недрах Земли. Есть нейтрино, который рождается из космических „ливней“, а есть нейтрино, который мы ловим, — нейтрино, который прилетает из активного ядра нашей галактики. Эти нейтрино летят к нам примерно
Трубников привел пример того, как открытие частиц, которое имело исключительно научное значение, довольно быстро получило прикладное, практически бытовое применение.
Георгий Трубников: «МРТ и КТ. Травма