Танкеров, готовых перевозить российскую нефть по цене выше потолка все больше, а стоимость фрахта все меньше.
Цены на доставку российской нефти в Индию и Китай опустились до самого низкого уровня почти за год — благодаря растущему числу судов, курсирующих по этим маршрутам. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники в сфере торговли и судоходства.
Приход новых грузоотправителей, работающих за пределом сферы влияния западных правительств, позволяет российским компаниям получать за свою нефть больше $60 за баррель, который США и их союзники стремились навязать России посредством санкций. Это также означает, что ценовое ограничение оказыает ограниченное влияние на доходы России.
В четверг США ввели первые санкции против владельцев танкеров, перевозящих российскую нефть выше предельной отметки (один базируется в Турции, другой в Объединенных Арабских Эмиратах), пытаясь закрыть лазейки в ограничительном механизме.
В декабре 2022 года страны G7 ввели санкции, которые запрещают западным грузоотправителям и страховщикам перевозить и страховать российскую нефть, когда цена превышает $60 за баррель. Санкции не распространяются на судоходные компании и страховщиков из других стран, независимо от цены.
Когда были введены санкции, большинство судовладельцев и судов, участвовавших в торговле, были западными. Если бы цена на нефть в то время превышала $60, санкции серьезно нарушили бы российский экспорт. Но цена на российскую нефть превысила $60 только в июле, а это означало, что у трейдеров, судоходных компаний и российских экспортеров были месяцы на подготовку.
За это время трейдеры, желающие работать на этих маршрутах, раскупили старые танкеры, а другие были перерегистрированы в странах, которые не ввели санкции.
Согласно анализу Lloyd’s List Intelligence, число танкеров, входящих в так называемый теневой флот, оценивается в 535 судов со средним возрастом 23 года. Про две трети этих танкеров неизвестно, есть ли у них страховка.
«Пока правительства по понятным причинам будут использовать финансовые и технические услуги и судоходство в качестве инструмента внешней политики, чтобы попытаться контролировать торговлю, будут те люди, которые будут обходить этих законы и продолжать свою торговлю», — говорит Майк Солтхаус, глава отдела внешних связей ведущей страховой компании NorthStandard.
Число судов, готовых плавать с российской нефтью, настолько велико, что фрахтовые ставки упали и это принесло российским производителям еще больше доходов. По оценкам трейдеров и расчетам Reuters, продавцы российской нефти марки Юралс этой осенью сэкономят около $7 за баррель на фрахтовых ставках по сравнению с прошлой зимой.
Это означает, что экспортеры зарабатывают около $70 за баррель нефти, загружаемой в прибалтийских портах, что значительно превышает ценовой предел в $60.
Когда в сентябре цены на нефть достигли пика в $97 за баррель, российские экспортеры зарабатывали $79 долларов.
Ставки фрахта на поставку российской нефти сорта Юралс в Азию в октябре упали до самого низкого уровня с момента введения ценового ограничения, сообщили трейдеры.
Стоимость перевозки 100
Ставки фрахта также упали после того, как Россия согласилась сократить экспорт нефти на 300 000 баррелей в сутки совместно с союзником по ОПЕК+ Саудовской Аравией.
В этом году Россия экспортировала около 5 миллионов баррелей сырой нефти в сутки. Международное энергетическое агентство сообщило в четверг, что общий экспорт российской нефти и топлива в сентябре подскочил до 7,6 млн баррелей в сутки.
Затраты на транспортировку
По словам трейдеров, на этих маршрутах работают судоходные компании, зарегистрированные на Ближнем Востоке, в Африке, Китае, Латинской Америке и даже в России.
Западные чиновники утверждают, что ценовой лимит работает, даже несмотря на то, что российские производители нефти могут продавать по цене выше $60 за баррель, поскольку российская нефть
Еще одной ключевой задачей правительств США и других стран, когда они вводили санкции, было предотвращение перебоев в мировых поставках нефти, которые могли бы привести к еще большему росту цен на нефть.
«Если Россия хочет полностью выйти за пределы системы G7, чтобы перекачивать нефть выше предельного уровня, она может это сделать», — заявила Клэр Макклески, помощник директора по соблюдению санкций подразделения OFAC Казначейства США, на конференции Capital Link по судоходству в Лондоне.