В военных разработках, а также в технологиях двойного назначения все чаще используют искусственный интеллект. Россия в этой сфере находится на высоком технологическом уровне, но, тем не менее, выступает в роли догоняющего. Об этом в программе «Инфощит» рассказала Ольга Ускова, глава Cognitive Technologies российского разработчика программного обеспечения и прикладных решений.
Ольга Ускова: «Это связано с уровнем административной готовности к принятию инноваций внутри армии. Американцы полгода назад приняли большую программу о сроке внедрения новых технологий в области искусственного интеллекта в военных технологиях. Если от изобретения до внедрения в боевые условия проходит больше полугода, то там штрафуются, наказываются по цепочке. У нас еще есть остатки, так скажем, армии мирного времени, когда от момента идеи до момента попадания на фронт может проходить
Сейчас, констатирует Ускова, человечество переходит от войны людей к войне роботов: «Огромное количество людей гибнет не в бою, как в кино показывают. „Ура!“, рукопашная — до этого не доходит. Огромное количество людей гибнет, потому что прилетел дрон, навелся и убил. Когда живой человек против железки, он проиграет, если железка профессионально выстроена. Поэтому должна быть железка против железки».
«Я на закрытом совещании показала статистику по убитым, — говорит Ольга Ускова. — Я говорю: „Какое у вас ощущение?“ Ну, там мужики сидели, они говорят: „Больно“. Я говорю: „И мне больно“. Потом я показываю статистику по разрушенным дронам, „убитым“ роботам. Говорю: „А здесь какие ощущения?“ Никаких».
Надо убирать людей с фронта, считает руководитель Cognitive Technologies, и Россия может это сделать, но не хватает организационных способностей и контроля: «Очень жесткого учета и контроля, потому что тема хайповая. Вокруг этой темы много фантазеров». Внутри страны мы находимся на отличном технологическом уровне, уверена Ускова. По ее словам, надо просто «собрать необходимые решения и собрать новую тактику ведения войны».
Заниматься производством, по ее убеждению, должны молодые специалисты: «Потому что нет вот этих внутренних барьеров в голове. Ведь эффект какой: вот была железяка, 10 тонн, да? Ну, железка там, табуретка такая же. А потом они разрабатывают нечто, и вдруг эта железка начинает соображать, понимать, она начинает видеть, анализировать, она начинает общаться, выполняя свою функциональную задачу. И крышу, конечно, немножко рвет, потому что это фактически создание