Обязательная видеофиксация неповиновения полицейским защитит права не только обвиняемых, но и самих полицейских, считает член СПЧ Алексей Мельников. При этом эксперт не исключает, что в случае принятия закона возможны манипуляции со стороны сотрудников МВД.
Депутаты Госдумы внесли для отзыва в правительство законопроект, по которому полицейских при исполнении обяжут фиксировать неповиновение на камеру. Авторы документа предлагают не судить обвиняемых по соответствующей статье, если их вину не докажет видеозапись. Инициативу законодателей в интервью НТВ прокомментировал правозащитник, ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы, член Совета по правам человека РФ Алексей Мельников.
— Алексей Владимирович, как вы оцениваете идею обязать полицейских доказывать неповиновение с помощью видео?
— Начну с примера. Есть Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), там существует практика, когда регистратор включается при любом взаимодействии сотрудников с заключенным. Это приносит много положительных плодов и, главное, создает меньше проблем самим работникам ФСИН. По аналогии, я считаю, что было бы идеально, если бы у сотрудника полиции при любом взаимодействии с гражданином был включен видеорегистратор. Это поможет не только гражданам, которые смогут доказать, что они не виновны, но и самим правоохранителям.
Очень яркая история была, кажется, в отделе полиции по Басманному району. Люди вне отдела слышали крики: «Помогите, спасите, убивают, караул!». Вся общественность встала на дыбы. Мы (правозащитники. — Прим. НТВ) приехали, увидели напуганных полицейских и абсолютно неадекватную женщину, которая на всех бросалась, била себя. Сотрудники в
— Новая обязанность,
— Наоборот, она их защитит. Еще один недавний пример: попался буйный гражданин, его задерживали (потом неповиновение и вменили). У правоохранителей было только на словах, что он не прав, а у пострадавшей стороны — видеозапись, которая то ли обрезана, то ли начиналась с момента, когда пострадавшего уже скручивают. Будто просто так ему руки заламывали, пытались надеть наручники. Если бы у нас было полное понимание ситуации, у правоохранителей и проблем было бы меньше, доказывая, что гражданин действительно сопротивлялся.
Законопроект, на мой взгляд, также повысит доверие граждан к органам. Увы, так у нас повелось, что очень часто люди не доверяют полиции. Это не связано с тем, что она у нас плохая. В моей практике в большинстве случаев полицейские действовали в рамках закона. Общественность же априори настроена на то, что силовики не правы. У нас в целом правоохранительные органы работают гораздо лучше, чем о них принято думать. Но и они должны доказывать, что им можно доверять.
— Возможны ли манипуляции со стороны полиции, если инициатива пройдет? Скажем, «камера
— Безусловно, это будет, но важно идти постепенно. Сначала, допустим, примут закон, у нас появится новый инструмент. Дальше мы посмотрим, как он будет работать. Я уверен, что и Госдума с привлечением общественности и специалистов, правозащитников будет смотреть, как те или иные законодательные акты работают «на земле». Мы будем совместно участвовать в развитии и совершенствовании данной практики.
Между тем представитель авторов законопроекта сообщил НТВ, что документ пока не предполагает введение наказания для полицейских, не предоставивших видеозапись неповиновения. «Сегодня суд не обязан просить у полицейских такие видео. Поэтому мы пока не говорим о наказании, наш первый шаг — ввести обязанность предоставлять эти ролики», — пояснил собеседник.