Банки и маркетплейсы высказались с критикой планов предоставить новым игрокам право оказывать услуги по приему платежей.
Банки и маркетплейсы увидели риски
Агенство ознакомилось с копиями писем, их отправку подтвердили представители АБР и АКИТ.
Как пишет агентство, ЦБ в начале 2022 года разработал законопроект, согласно которому услуги по приему платежей могут начать оказывать не только банки, но и
В ЦБ агентству сказали, что введение института небанковского поставщика платежных услуг не раз обсуждалось с участниками рынка, в том числе с Ассоциацией банков России, маркетплейсами, и было ими поддержано. В АКИТ отметили, что находятся с Банком России в рабочем контакте. В Минфине заявили, что вопрос прорабатывается, ведется дискуссия.
Планируется, что статус небанковского поставщика платежных услуг смогут получить нефинансовые и некредитные финансовые организации, к которым относятся
Представитель Банка России отметил, что развитие института НППУ будет содействовать развитию конкуренции на платежном рынке, повышению качества и доступности услуг для граждан, снижению их стоимости, а также упростит клиентский путь.
Бизнес получает возможность создавать собственные платежные сервисы, интегрируя их в предоставляемые клиентам услуги, тем самым сокращая свои издержки на платежи.
Зампред ЦБ Владимир Чистюхин отмечал, что к предоставлению платежных услуг проявили интерес достаточно серьезная часть микрофинансового сообщества, брокеры и нефинансовые компании, в том числе
Сейчас все банковские операции оказывают банки. Для этого они имеют достаточный капитал не менее 300 миллионов рублей и строгое регулирование со стороны ЦБ. Как говорит начальник правового управления АБР Сергей Клименко, закон же предлагает предоставить возможность осуществления ряда банковских операций поставщикам платежных услуг с гораздо меньшим капиталом и не имеющим столь жесткого регулирования. К тому же банки давно работают в рамках
У новых платежных игроков нет такого опыта, это потребует создания дополнительных рабочих мест и появлению новых расходов для них. Затраты в итоге будут переложены на клиентов. Например, НППУ могут установить свою комиссию за прием платежей.
Клименко отмечает, что для проведения оплаты по новой схеме НППУ должен будет создавать платежное поручение от клиента, направлять его в банк, банк должен будет связываться с клиентом для подтверждения и затем списывать денежные средства со счета клиента и уведомлять НППУ о проведении операции. Это приведет к дополнительным действиям и увеличению времени при проведении платежей.
Также этим могут воспользоваться мошенники для создания новых схем обмана. Например, они будут звонить клиентам якобы от банка, говорить, чтокто-то оформил покупку товара винтернет-магазине , и просить подтвердить списание средств. Если клиент не подтверждает эту операцию, то мошенники предложат ему «спасти» свои деньги переводом на «безопасный» счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам.
Законопроектом предусмотрена и возможность проведения переводов от физических и юридических лиц на счета юрлиц на платформе НППУ без участия банков. По мнению Клименко, в этом есть риски обналичивания средств. Он объяснил, что у компаний появится возможность заводить средства на счет, переводить их между счетами и затем обналичивать в обход антиотмывочных мер банков.
В АКИТ обращают внимание на положение законопроекта, в котором говорится, что деятельность НППУ включает в себя агрегирование переводов денежных средств, то есть действия «по получению сумм переводов денежных средств от различных плательщиков и последующему переводу общей суммы в пользу одного или нескольких получателей». По мнению ассоциации, при текущих формулировках под регулирование могут попасть расчеты маркетплейсов с поставщиками товаров и услуг. Сейчас на маркетплейсах до 90% товаров продаются по агентским схемам: владельцы агрегаторов обеспечивают безопасность расчетов между поставщиками и потребителями, выступая «гарантом» таких сделок.
Как указывают в Ассоциации, чтобы получить статус НППУ, представителям
Таким образом, выход на рынок электронной коммерции новых участников будет серьезно ограничен не только необходимостью получения статуса НППУ, но и потребностью в капитале для поддержания и развития бизнеса.
По словам источника РБК на рынке
Высока вероятность, чтоонлайн-площадкам будет проще отключить проведение платежей пользователей через них. А значит, пользователям придется платить или наличными, или переводить исполнителям средства на карту.
АКИТ в своем письме указала, что затраты
Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова считает, что опасения банков очевидны, так как появление новых игроков приведет к росту конкуренции. При этом проблемы с качеством платежных услуг, которые прогнозируют игроки рынка, скорее всего, будут нейтрализованы самой конкуренцией, так как конечный потребитель будет выбирать наиболее удобный и выгодный по стоимости сервис.
Руководитель лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Егор Кривошея считает, что стоимость проведения платежей может снизиться благодаря росту конкуренции. Бледнова добавляет: если новые игроки платежного рынка предоставят более качественный и дешевый сервис, то банкам придется столкнуться с оттоком клиентов, с необходимостью менять тарифные политики, чтобы удерживать спрос, и в итоге искать альтернативы для получения комиссионного дохода.
Однако Кривошея считает, что новые сервисы вряд ли смогут существенно конкурировать с банками в качестве оказываемых услуг, так как кредитные организации имеют большой опыт и количество накопленных данных, а проведение платежей и переводов стандартизировано, и в нем сложно придумать