Как пишет Finanical Times, в России оказалась заблокирована прибыль иностранных компаний на $18 млрд, преимущественно это бизнес из «недружественных» стран. Между тем для многих из них заработанные в России деньги позволили прказать рекордные доходы.
Бизнес из «недружественных» стран заработал более $18 млрд прибыли с начала конфликта на Украине, но Кремль заблокировал им доступ к этим деньгам — пишет Financial Times.
Локальные доходы компаний — от BP до Citigroup — были заблокированы в России после введения в прошлом году запрета на выплату дивидендов предприятиям из «недружественных» стран, включая США, Великобританию и всех членов ЕС. Хотя такие транзакции могут быть одобрены в исключительных обстоятельствах, разрешений на снятие средств было выдано немного.
«Десятки миллиардов долларов застряли в России», — сказал исполнительный директор одной крупной компании, зарегистрированной в стране, которая не считается недружественной. «И нет никакой возможности их вытащить».
Многие иностранные компании пытались продать свои российские дочерние компании, но любая сделка требует одобрения Москвы и предполагает существенные скидки. В последние дни British American Tobacco и шведский производитель грузовиков Volvo объявили о соглашении о передаче своих активов в стране местным владельцам.
Среди компаний «недружественного» происхождения, продолжающих активную деятельность в России, австрийский банк Raiffeisen, который сообщил о самой большой прибыли в стране в 2022 году — $2 млрд.
Американские группы Philip Morris и PepsiCo заработали $775 млн и $718 млн соответственно. Прибыль шведского производителя грузовиков Scania в России в размере $621 млн в 2022 году сделала его самым прибыльным среди компаний, которые с тех пор ушли из страны.
Хотя Raiffeisen, крупнейший западный кредитор, работающий в России, заявил, что «не имеет доступа» к своей прибыли в стране, он не списал стоимость бизнеса.
Philip Morris отказалась от комментариев. PepsiCo и Scania не ответили на запросы FT о комментариях.
Наибольшую общую прибыль в размере $4,9 млрд получили американские компании, за которыми следуют немецкие, австрийские и швейцарские компании с $2,4 млрд, $1,9 млрд и $1 млрд соответственно.
Недоступность средств усугубляет издержки, с которыми сталкивается международный бизнес после начала конфликта на Украине. Financial Times сообщала в августе, что европейские компании сообщили о списаниях и убытках на сумму не менее 100 миллиардов евро от своих операций в России после начала СВО.
Некоторые компании нашли способы обойти ограничения. Согласно годовому финансовому отчету за 2022 год, российская дочерняя компания американской продовольственной группы Mars в прошлом году выплатила материнской компании 56,1 млрд рублей (около 800 млн долларов), «в счет погашения долгов».
Российское подразделение Japan Tobacco International, единственной крупной сигаретной группы, которая не взяла на себя обязательство покинуть страну, в прошлом году выплатила 180 миллионов долларов своему единственному акционеру JTI Germany.
Philip Morris объявила об отказе от выплаты дивидендов из России в 2022 году. В 2021 году ее российский бизнес выплатил около 6 процентов своей чистой выручки в качестве дивидендов своей материнской компании.
Министерство финансов России в прошлом месяце смягчило правила выплаты дивидендов, но также формализовало структуру «хороших» и «плохих» компаний.
«Разрешение распределения дивидендов уже давно стало своего рода поощрением „хорошего поведения“, которое включает в себя ясное понимание того, что вы хотите остаться в России», — сказал человек, участвовавший в сделках по выходу.
Для компании «недружественного» происхождения репатриация дивидендов уже «так же сложна, как продажа бизнеса» в России, сказал собеседник. «Один из моих клиентов потерял надежду получить оттуда