Дефицит бюджета в январе-августе составил 2,36 триллиона рублей или 1,5% ВВП.
Федеральный бюджет в
Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования вянваре-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 8 месяцев 2023 года составил 19 351 миллиард рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 12%. По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета вянваре-августе 2023 года составил 16 990 миллиардов рублей, что на 3,5% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов — как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом — наблюдается устойчивая положительная динамика.
Минфин повторно за текущий год представил оценку дефицита и в процентах к ВВП — он составил 1,5%. За аналогичный период прошлого года дефицит бюджета составлял 0,3% ВВП. При этом в действующем законе о бюджете дефицит на конец 2023 года прогнозируется в объеме 2% ВВП, или 2,925 триллиона рублей.
Динамика поступления доходов и финансирования расходов свидетельствуют об исполнении федерального бюджета в течениеянваря-августа текущего года и в целом соответствует целевым параметрам структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 12,155 триллиона рублей и увеличились на 24,2% в годовом выражении.
Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области — в том числе к уровню 2021 года.
Нефтегазовые доходы составили 4,836 триллиона рублей и снизились на 38,2% в годовом выражении, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Как ранее заявлял
Минфин сообщает, что в целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в действующем законе о бюджете, и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в соответствии с нормами бюджетного правила.
Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете.
При этом ведомство подчеркивает, что повышенную гибкость в управлении бюджетом, включая возможность перенаправить часть средств на непредвиденные расходы, обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 миллиардов рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.