Экспорт легковых автомобилей и грузовиков из КНР в Россию в первой половине 2023 года вырос в разы, доля Китая в российском импорте автомобилей превысила 70%.
Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года составил 4,6 миллиарда долларов. Это на 543% превышает аналогичный показатель первой половины прошлого года. В июне
Согласно данным таможни, в
Согласно данным таможенной статистики КНР, в досанкционном 2021 году китайский экспорт легковых автомобилей составлял 1,5 миллиарда долларов за весь год. По открытой информации Федеральной таможенной службы России, в 2021 году китайские автомобили обеспечивали около 10% всего российского импорта легковых автомашин, а сейчас на Китай приходится свыше 70% импортных поставок, пишет Центральный банк России в июльском докладе по экономикам регионов.
При стабильной доле отечественных моделей большая часть доступных автомобилей теперь представлена импортом, причем в его структуре стали преобладать подержанные модели, на которые приходится более трети совокупного предложения.
В досанкционном 2021 году импорт легковых автомобилей в Россию составил 8 миллиардов, это данные ФТС. По данным стран — торговых партнеров России, тогда крупнейшими поставщиками на российский рынок были Япония, Южная Корея и Германия.
В 2022 году Евросоюз запретил экспорт в Россию «люксовых» автомобилей, то есть, тех, чья стоимость выше 50 тысяч евро или 5 миллионов рублей по текущему курсу. А в июне 2023 года, в составе
Собеседник агентства, знакомый с данными российской таможенной статистики, говорит, что в отношении ввоза автомобилей она сопоставима с китайской. По его словам, в первом полугодии 2023 года на китайские легковые автомобили пришлось более 70% в общем импорте легковых автомобилей, тогда как доля поставок из Южной Кореи и Японии сократилась до 1%.
Аналитическое агентство «Автостат» утверждает, что в июне доля Китая в импорте новых легковых автомобилей достигла почти 76%. По данным агентства, сейчас официальные поставки автомобилей на наш рынок осуществляют лишь китайские производители. Потенциальное решение Японии запретить поставки в Россию подержанных автомобилей может повлиять на рынок, поскольку доля Японии высока в отношении ввоза подержанных машин в страну, в июне она составила 55,6%.
С другой стороны, за последние два года этот показатель заметно уменьшился, раньше на долю импорта легковых машин с пробегом из Японии приходилось свыше 90%.
Из таможенной статистики КНР следует также, что экспорт грузовых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года увеличился в 3,6 раза. Он составил 1,68 миллиарда долларов, тогда как в тот же период прошлого года равнялся 464 миллионам долларов. Это отмечал и Банк России в своем июльском докладе.
Китайские грузовики стремительно расширяют свое присутствие на российском рынке, сумев быстро заместить ушедшуюиз-за санкций «большую европейскую семерку» (DAF, Iveco, MAN, Volvo, Renault, Scania, Mercedes — РБК). По сообщениям автодилеров, экспансия грузовых автомобилей из Китая на российском рынке связана как с недостаточным предложением грузовиков отечественных марок, так и с отдельными конкурентными преимуществами китайской продукции.
Китай стремительно нарастил долю и на российском рынке тракторов и
Начальник аналитического центра
И это явно не предел. Сейчас не предвидится улучшений отношений России с Западом, западные производители в ближайшее время не собираются вернуться на российский рынок. К тому же в России уже есть несколько производств автомобилей китайских марок («Автотор», Haval, Sollers) и ряд производств российских марок, в основе которых лежат автомобили китайских компаний. С учетом таких «скрытых» партнерств общая доля китайских производителей в России может вырасти до 80%.
Аналитик по автопрому Владимир Беспалов говорит, что возможности по поставкам из многих стран ограничены или требуют сложной логистики, а импорт из Китая выглядит как наиболее приемлемое решение балансирования спроса и предложения.
На российском рынкепо-прежнему сохраняется дефицит предложения, поэтому возможности для дальнейшего роста импорта есть. Но в среднесрочной перспективе, по мере того как будут запускаться или перезапускаться производства автомобилей в России, правительство будет создавать условия для развития именно локальных проектов. В этом случае будут сужаться возможности для импорта, а внутренний спрос будет в большей мере удовлетворяться за счет локального производства, в том числе локализованных проектов на основе китайских разработок.
Партнер Strategy Partners Алексей Волостнов согласен, что рост объема поставок китайских автомобилей в Россию будет продолжаться. Эта тенденция, по его словам, распространяется не только на легковые автомобили, но и на коммерческий транспорт и спецтехнику. Однако параллельно пойдет процесс локализации производства на основе сначала крупноузловой, а потом более локализованной сборки.
Собственное производство автомобилей в России это, определенно, лукавство: большая часть машин собирается из импортных комплектов и компонентов. В дальнейшем очевидно, что регулятор будет настаивать на более глубокой локализации производства китайских машин, используя как стимулирующие, так и рестриктивные меры. Более того, в целом китайские компании не против переноса части сборочных операций в Россию и использования отечественных компонентов, при наличии качественных и надежных производителей, которые готовы работать в соответствии с требованиям китайских компаний.