Выборы мэра Москвы в этом году пройдут в сложной политической обстановке. Безусловно, будут попытки их дискредитировать, заявил в интервью НТВ заместитель руководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами Александр Асафов. Однако у столицы, по его словам, накоплен большой опыт по предотвращению подобных нарушений.
— Александр Николаевич, на днях в Москве был создан Общественный штаб по наблюдению за выборами. Вы стали заместителем его руководителя. Расскажите, с чего начинается работа штаба и какие вопросы курируете лично вы?
— Штаб был создан на заседании Общественной палаты Москвы, были выбраны руководители, ответственные, определены члены. Фактически штаб уже работает, но формально работа начнется с предстоящего заседания, которое, я думаю, пройдет в ближайшее время. Сам штаб, безусловно, в первую очередь займется набором корпуса наблюдателей и их обучением работе с дистанционным голосованием.
В рамках московского Общественного штаба по наблюдению за выборами я не первый год занимаюсь освещением его деятельности, сотрудничеством с журналистами, предоставлением возможности поучаствовать в работе штаба самим кандидатам и их доверенным лицам, чтобы они могли в числе прочего рассказать, как видят процесс проведения выборов. Это важная часть работы штаба, поскольку во время голосования и при подготовке к нему к штабу много внимания со стороны прессы и избирателей — людей с разными политическими позициями.
— Вы принимали участие в работе столичного штаба в
— Каждый год полон различных курьезов. Я вспоминаю легендарный эпизод — однажды на участок принесли енота. Кроме забавных инцидентов, бывают различные попытки дискредитации голосования. Они предпринимаются разными людьми, у каждого из них своя цель. И регулярно мы фиксировали попытки зарубежного вмешательства в ход голосования. Общественное наблюдение как раз для того и нужно — предотвращать нештатные ситуации, которые часто трактуются как нарушения. Такого опыта много, и каждый год он новый. Вообще, я считаю, что общественный контроль за ходом голосования — важная и интересная работа.
— Штаб обучает и курирует наблюдателей. Кто может стать наблюдателем?
— Это достаточно открытая история. Наблюдателем может стать любой человек, направленный от Общественной палаты (или партий), если он не работает в органах исполнительной власти, не чиновник. Плюс есть ряд ограничений, в том числе стандартных, например по возрасту.
— Число избирательных участков в Москве на этих выборах сократилось почти в полтора раза — с 3,4 тыс. до 2 тыс. Зачем это сделали?
— Такое действительно произошло. Связано это с тем, что,
— Одна из важнейших задач штаба — контроль подсчета голосов. Появление новых терминалов для электронного голосования (ТЭГ) облегчает или усложняет эту задачу? Насколько эта система надежна?
— Конечно, появление ТЭГ облегчает работу и Мосгоризбиркома, и территориальных комиссий, и УИК. Да и самим избирателям проще, голосование сделали более удобным. Эта система, судя по тому, что мы видим и знаем, абсолютно надежна. Она выдержала все проверки. А для штаба задача не меняется — мы как работали над общественным наблюдением, так и работаем.
— Объясните, зачем эти выборы сделали трехдневными?
— Это тоже часто обсуждаемая новация. Ответ один — для удобства людей. Когда мы впервые столкнулись с многодневным голосованием, мы с удивлением узнали, что [впервые] голосующие — это не только те, кто получил паспорт и идет голосовать первый раз, но и те, кто не принимал участия в выборах в силу различных причин.
— В ЦИК недавно заявили, что сумели сэкономить около 10 млрд руб. на новых системах видеонаблюдения. Допускаете ли вы, что
— Нет, я так не думаю. Я считаю, что московский золотой стандарт наблюдения, который включает и видеонаблюдение, будет исполнен на высшем уровне. Честно говоря, я вот вспоминаю часы разбора происшествий (во время процедуры голосования. — Прим. НТВ) в группе разбора Общественного штаба — проблемы с камерами были единичными и ликвидировались оперативно. Но были и такие инциденты, как, например, севшая на объектив камеры муха. Вряд ли число подобных инцидентов уменьшить удастся, но в целом критических проблем с видеонаблюдением я не вижу.
— В этот раз ожидаете ли вы
— Мы понимаем, что выборы проходят в сложный политический момент, поэтому попытки дискредитации и вмешательства извне, безусловно, будут. При этом мы видим, что и Мосгоризбирком, и ЦИК уделяют этому отдельное внимание, в том числе вопросу технической готовности (отразить атаки. — Прим. НТВ). Думаю, что попытки дискредитации будут, но повлиять они ни на что не смогут. Что касается провокаций со стороны людей, то у нас накоплен большой опыт по предотвращению таких нарушений.
Я думаю, что штаб справится и голосование пройдет на высшем уровне. В этом поможет московский уровень наблюдения за голосованием. И все права избирателей, членов УИК, кандидатов и наблюдателей будут защищены, а возможность реализовать активное и пассивное электоральное право будет дана без