По итогам двух последних весенних месяцев этого года число покупателей в ювелирных магазинах Москвы оказалось на 6% меньше год к году. Такие подсчеты выполнили для «Коммерсанта» в Focus Technologies.
Согласно этим данным, в апреле-мае активность покупателей упала на 29% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это говорит о том, что сегмент до сих пор не может восстановиться после серьезного падения трафика покупателей весной 2022-го. Аналитики отмечают, что одна из причин этого — начало специальной военной операции на Украине. Тогда россияне предпочитали покупать технику и одежду, а не украшения.
В магазинах «585*Золотой» в Москве в 2023 году трафик снизился примерно на 2%, в 2022 году падение составило около 5%, отмечает директор по маркетингу и организации розничных продаж сети Андрей Шляев. Sokolov не наблюдает снижения спроса и трафика. В сети лишь отмечают, что в первом квартале 2023 года выручка холдинга выросла на 37%, до 10 миллиардов рублей.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что на офлайн-розницу также продолжают оказывать влияние потребительская экономия и невысокие показатели посещаемости торгцентров. Для поддержки угасающего спроса ритейлеры пытаются запускать разнообразные программы стимулирования покупок. Так, например, «585*Золотой», по словам Андрея Шляева, ввел беспроцентную рассрочку.
Гендиректор Ассоциации ювелиров Вадим Серов полагает, что отток покупателей из магазинов офлайн-розницы отчасти может быть связан с переходом в онлайн. По его словам, объем продаж ювелирных изделий в онлайне с января по апрель вырос на 31% год к году, до 14,5 миллиардов рублей. На ювелирный рынок давит развитие онлайн-продаж, подтверждает Михаил Бурмистров.
Однако ювелирный ритейл остается нишей, где классическая розница по-прежнему имеет большое значение и саму покупку покупатели предпочитают совершать в магазине после примерки вживую и общения с консультантами, говорит Андрей Шляев. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, по итогам 2022 года онлайн-продажи составили не более 19% в общем объеме ювелирного рынка в денежном выражении. В целом, по мнению Вадима Серова, восстановление посещаемости физических магазинов ювелирных изделий уже не играет ключевой роли в объемах продаж, а простимулировать активность клиентов позволяет грамотно выстроенная омниканальность.
Еще одной причиной снижения числа покупателей в ювелирных магазинах может являться рост цен. По данным Focus Technologies, в апреле-мае этого года средний чек вырос на 9% год к году. У Sokolov средний чек на украшения за пять месяцев 2023 года вырос на 17%, до 6,7 тысячи рублей, у «585*Золотой» — на 15%, говорит руководитель аналитического центра сети Алина Колпакова. Рост цен госпожа Колпакова объясняет удорожанием стоимости сырья и металла.
Михаил Бурмистров отмечает, что на фоне усиливающегося инфляционного давления и ослабления курса рубля можно ожидать дальнейшего роста цен и, соответственно, среднего чека. Этот показатель по итогу текущего года может вырасти на 10–12% при снижении физического числа покупок в пределах 5–7%, добавляет эксперт. По его словам, покупку ювелирных изделий россияне продолжают рассматривать в качестве инструмента сохранения сбережений от инфляции.
По оценке Ассоциации ювелиров, объем ювелирного рынка в 2023 году вырастет на 3–7%. В Infoline также говорят о восстановлении рынка, рост по итогам года составит 3–5%, до 317–325 миллиардов рублей.