Минтруд предложил усилить антикоррупционный контроль за госслужащими, ведомство планирует ввести для них единую анкету при трудоустройстве и обязать госорганы отвечать на запросы кадровых служб для проверки сведений.
Минтруд выступил с инициативой ввести единую анкету для государственных и муниципальных служащих в России и усилить контроль за достоверностью содержащихся в ней сведений. Это следует из законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон „О системе государственной службы в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты». Документ есть у РБК, его подлинность агентству подтвердил собеседник, знакомый с текстом.
В частности, законопроект закрепляет за кадровыми службами право запрашивать сведения по конкретному сотруднику в профильных госструктурах и прочих организациях, а также дает возможность расторгать контракт, если служащий предоставил ложные сведения.
Как сообщили РБК в аппарате кабмина, законопроект был одобрен на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности. В Минтруде отметили, что институты профилактики коррупции, в том числе существующая форма анкеты, действуют уже продолжительное время, причем ряд ведомств применяет собственные формы анкеты. «Единая форма обеспечит общий стандарт данных о гражданине, упростит взаимодействие с иными информационными системами для оперативной проверки. Таким образом, законопроект направлен на обеспечение цифровизации кадровой работы в государственных и муниципальных органах», — указали в ведомстве.
Подготовка законопроекта велась во исполнение поручения Владимира Путина от 2019 года, которое предполагает «обеспечить возможность проверки сведений, предоставляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы». Для этого Минтруд предлагает следующее:
— Предусмотреть единую форму анкеты, предоставляемую гражданами при поступлении на государственную или муниципальную службу. Конкретную форму анкеты, а также включаемые в нее сведения предлагается установить отдельно актом президента.
— Обязать чиновников в письменной форме сообщать работодателю о «ставших им известными изменениях сведений, содержащихся в анкете».
— Установить возможность проверки сведений анкеты по решению работодателя или уполномоченного им лица. «Указанные органы и организации будут обязаны предоставить запрашиваемую информацию не позднее одного месяца с момента получения запроса», следует из законопроекта.
— Закрепить право работодателя расторгать контракт со служащим при предоставлении подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соблюдение «ограничений, запретов и требований», нарушение которых препятствует замещению должности, а также при непредоставлении документов, которые свидетельствуют о несоблюдении таких условий. Согласно действующему законодательству, к «ограничениям, запретам и требованиям» относится, например, близкое родство с руководителем, участие в управлении организацией (если это не безвозмездное представление интересов страны), приобретение ценных бумаг.
В ведомстве рассчитывают, что нововведения позволят «унифицировать сведения о кадровом составе» органов публичной власти, а также существенно сократят сроки проведения проверок сведений анкет, снизив «трудозатраты кадровых служб».
Как отмечает агентство, сегодня при поступлении на государственную и муниципальную службу гражданин обязан предоставить заполненную анкету по типовой форме, которая включает в себя, в частности, информацию о судимости, поездках за границу, близких родственниках и их гражданстве. Соискатель также должен подать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В отдельных случаях с учетом условий прохождения службы могут запрашиваться и иные данные.
В Финансовом университете при правительстве агентству пояснили, что данные о соискателе в формате анкеты собираются ведомствами прежде всего для того, чтобы выявить потенциальный конфликт интересов, убедиться, что человек не связан с бизнесом, зафиксировать его объем доходов и имущества для отслеживания коррупционных движений в будущем.
«В анкете указываются данные, например, о счетах, недвижимости, автомобилях, однако фактически у кадровой службы нет возможности их проверить. У нее нет полномочий запросить, например, банк, ФНС или Росреестр: ответом на запрос будет отказ в предоставлении сведений с указанием на то, что они носят конфиденциальный характер», — отмечает собеседник РБК.
Эксперты говорят, что часто происходит ситуация, когда служащий заявляет, что не может привести данные об имуществе супруга, так как тот по
По мнению собеседников агентства, предлагаемые нововведения сокращают свободу маневра для чиновника. Теперь, как только