Россияне все чаще пользуются гибридными тарифами на авиабилеты, жертвуя комфортом в угоду экономии. Эта модель перелетов начала затмевать экономкласс, рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.
Стоимость перелета по России в экономклассе в мае этого года выросла на 28% по сравнению с маем
— Дмитрий Львович, что происходит с ценами на авиабилеты класса эконом в России?
— Для начала отмечу, что последние три года стоимость авиабилетов была достаточно низкой. Это связано с пандемией, ограничившей международное авиасообщение, и беспрецедентными субсидиями. В прошлом году власти выделили авиакомпаниям свыше 125 млрд руб., что позволило сдержать цены. Сейчас
— Допускаете ли вы, что авиабилеты подорожают еще сильнее?
— Приходится учитывать много разных факторов. Основной негативный фактор — затраты перевозчика. В России большая часть воздушного флота — иностранного производства. Авиакомпании отмечают, что
Кроме того, по сравнению с прошлым годом рубль ослаб на 46%. В сравнении с последним кварталом этого года он просел на 10%. Негативно влияет и закрытость аэропортов: уже больше года у нас 11 аэропортов не принимают пассажиров. Хотя существуют замены. К примеру, Сочи и Минеральные Воды принимают гостей вместо закрытых Геленджика и Анапы.
Наконец, подорожание билетов произошло
Позитивные факторы — снизившаяся инфляция и рост числа перевозок по стране (в сравнении с зарубежными рейсами). У нас хороший спрос на внутреннем рынке относительно допандемийных значений.
Геополитика, на мой взгляд, не влияет на туризм. Он вне политики, если не считать ограниченность международного сообщения.
— Вам скажут: «Ну как вне политики? Вот зашел я на сайт перевозчика, хочу купить билет, смотрю цену и удивляюсь —
—
Понимаете, подорожание сейчас так заметно, поскольку в том году выдали очень большой объем субсидий. Однако эти деньги — 125 млрд руб. — смог получить, по сути, каждый пассажир. Более того,
— Гендиректор «Аэрофлота» сказал недавно, что в 2023 году авиакомпаниям надо попробовать пожить и без таких мер поддержки. Вы согласны с такой точкой зрения?
— Абсолютно согласен. Если субсидировать дальше, рост цен на билеты уже после отмены субсидий будет очень ощутим — не на 10%, а приблизительно на
— Есть ли вероятность, что авиакомпании, которые вынуждены поднимать цены на билеты, начнут вместе с тем терять клиентуру? Им придется вновь снижать стоимость билетов?
— В случае если упадет спрос, они просто сократят число рейсов. Ресурс самолетов ограничен, новых самолетов еще нет. На ограниченном ресурсе им
— Может ли экономкласс в России стать настолько дорогим, что сравняется с
— Я бы сказал иначе: мировая и российская авиация показывает переход не в экономкласс, а в лоукост — бюджетные, гибридные тарифы (без багажа, питания на борту, невозвратные билеты и т. п. ). Их начинают использовать многие авиакомпании, хотя официально у нас только один