Что сейчас летает на орбите вокруг нашей планеты и почему «мирные» спутники вовсе не так безобидны, как кажется? Как отразить угрозы из космоса, но и не начать при этом «звездные войны»?
В разгар холодной войны, в
Но сегодня космическая сфера стала новой территорией борьбы за влияние. Никакой романтики, лишь делим орбиту — так настаивают наши недавние западные партнеры. Космос стал не объединять, как думали советские фантасты, а разделять.
КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ
Страны БРИКС призвали мировое сообщество заключить полноценный международный договор о запрете гонки вооружений в космосе. Сразу возникает закономерный вопрос: а разве размещение оружия в космосе до сих пор не запрещено? Устные договоренности и резолюции Генассамблеи ООН, которые носят всего лишь рекомендательный характер, есть, но выполнять их никто не обязан. Россия и Китай уже много лет безуспешно пытаются уговорить западные страны, в первую очередь США, принять некие правила игры — начертить красные линии в космосе. Но американцы убеждают верить им на слово — мол, ничего плохого в космосе они не сделают. Интеллигентные люди — и на Земле ни одной войны не развязали, и ядерные бомбы на Японию не кидали. Гуманисты!
В
По сути, любой спутник на деле может являться аппаратом двойного назначения. Помните, как Илон Маск обещал весь мир обеспечить быстрым и доступным интернетом, чтоб даже в джунглях и Антарктиде был
Маск — не единственный, кто помогает воевать. Есть и другие частные конторы. Так, после майской вылазки украинских диверсантов в Белгородскую область стало известно, что бандиты готовили нападение, используя свежие спутниковые снимки высокой четкости, которыми их регулярно обеспечивала частная американская компания Maxar.
То есть ситуация вокруг Украины показала, что любая гражданская космическая инфраструктура, будь то связь, зондирование Земли, интернет, вмиг превращается в структуру двойного назначения, а то и в структуру
Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН: «Любая космическая инфраструктура — двойного назначения. Конечно, до того, как у нас появилось реальное освоение космоса, были идеалистические взгляды, что космос — это
О возможной конфронтации в космическом пространстве мы спросили основателя и генерального директора компании SR Space Олега Мансурова.
Олег Мансуров: «Мы пока, к счастью, не наблюдаем активной фазы противостояния в космосе. Сейчас это скорее в плане
Можно ли
Дмитрий Стефанович: «Теоретически, наверное, можно попробовать, но успеем ли быстрее сбивать, чем с той стороны будут выводить новые? Это спорный вопрос. А что самое главное — от космоса мы зависим ничуть не меньше. От космоса зависит
КИБЕРУГРОЗЫ КОСМИЧЕСКОГО МАСШТАБА
Что такое спутник? По большому счету это сервер, который находится на орбите. И если у него есть связь, значит, его можно «сломать», предупреждает Дмитрий Стефанович.
«Сейчас в рамках специальной военной операции были проведены в том числе некоторые кибератаки на космическую инфраструктуру с обеих сторон. Но заглушить все не получается».
Но хакеры тренируются, в том числе и с помощью Илона Маска, который устраивает им учения с заданием «взломать» спутник — перехватить управление либо вывести из строя. И это становится еще одним уровнем противостояния в космосе.
Олег Мансуров, основатель и генеральный директор компании SR Space: «Многие озадачены безопасностью программного обеспечения космических аппаратов. И мы в этом направлении тоже работаем».
Дмитрий Стефанович: «По поводу киберугроз. Эта проблема осознана довольно давно, очень много работ ведется на этот счет. Но абсолютной защищенности, естественно, не бывает. Плюс, конечно, и наземные станции управления, они также подвержены всем тем кибератакам. Как и любые центры принятия решений могут быть подвержены».
КОСМОС СНОВА БУДЕТ НАШ
В
Россия очнулась от депрессии
Конечно, мы отстали. Нас старательно выводили из игры долгие годы, но мы выходим из космического сна. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов призывает поставить производство спутников на поток. К 2026 году обещают построить завод и запустить серийное производство.
Но нет худа без добра. Санкции расчистили поляну для частных российских стартапов и проектов, которые раньше не могли пробиться через бюрократию и тягаться с западными гигантами.
Олег Мансуров: «Да, фактически мы проспали, прозевали переход к серийному производству космических аппаратов. И то количество аппаратов, которое есть сейчас у нас на орбите, оно катастрофически мало, его не хватает для выполнения задач. Потому что сейчас очень важен так называемый оперативный мониторинг и постоянная связь, а ее могут обеспечить только группировки, или созвездия спутников. То есть если у вас летают всего
Дмитрий Стефанович: «Я бы не сказал, что ситуация со спутниками катастрофическая, хотя, как совершенно правильно отметил и Олег, и отмечал господин Борисов, мы фактически проспали этот переход к конвейерной сборке. Один из симптомов того, что надо было делать
И очень важно думать на два шага вперед, говорят специалисты. Чтобы космос завтра стал нашим, продумывать стратегию и тактику надо уже сегодня. Играть вдолгую, играть на опережение, вкладываться в будущее.
Олег Мансуров: «Когда мы говорим нашим потенциальным заказчикам, что для запуска космического аппарата и спутников нужно