Авторы документа говорят, что введение уголовной ответственности для коллекторов должно защитить россиян от преследования со стороны «выбивателей» долгов.
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал законопроект, согласно которому коллекторы за насилие или угрозы могут получить срок до 10 лет. Документ дополняет Уголовный кодекс новой статьей об ответственности за незаконную деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Законопроект внесли в Госдуму прошлым летом в связи с ростом числа жалоб россиян на взыскателей. Согласно документу, если коллектор или действующие в интересах кредитора лица применили насилие по отношение к должнику, угрожали ему, уничтожили или повредили его имущество, распространяли заведомо ложные сведения, порочащие его честь и достоинство, штраф составит от 300 до 500 тысяч рублей. Могут назначить принудительные работы на срок до пяти лет либо отправить за решетку на тот же срок. А если преступление совершено организованной группой граждан, то каждого из них могут посадить на десять лет.
Полномочиями по проведению предварительного расследования подобных преступлений предлагается наделить органы дознания и следственные органы внутренних дел. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал нижней палате принять законопроект во втором чтении.
Первое чтение документ прошел в ноябре. Как отмечал спикер Госдумы Вячеслав Володин, необходимо исключить ситуации, когда коллекторы требуют от граждан вернуть долг, угрожая увечьями, поджогом дома или машины, шантажируют личной информацией. По его мнению, административной ответственности, которая сегодня предусмотрена статьей КоАП в таких случаях, недостаточно.
В декабре Госдума приняла в первом чтении законопроект о реформе коллекторской деятельности, по которому Федеральная служба судебных приставов получит полномочия по контролю за деятельностью коллекторов из банков и микрофинансовых организаций (МФО). Согласно действующему законодательству, ФССП контролирует только профессиональные коллекторские организации.