Повышение призывного возраста в России позволит набирать в армию не вчерашних школьников, а уже хорошо подготовленных взрослых людей, считают эксперты. Правда, по их словам, придется менять всю систему призыва, и это потребует больших усилий.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу предложил поэтапно увеличить возраст призыва с 18 лет до 21 года, а предельный возраст призыва повысить с 27 до 30 лет. Эту и другие идеи по реформированию армии поддержал президент Владимир Путин.
Эксперты, опрошенные НТВ, считают, что вопрос изменения границ призывного возраста давно назрел.
Александр Бартош,
Предложения Шойгу эксперт считает революционными в силу их масштабности. При должном подходе они улучшат боевую мощь российской армии, помогут ей «сражаться и выигрывать современные конфликты». Можно и дальше пойти, говорит Бартош, и пересмотреть документы стратегического планирования, в том числе военные доктрины и закон «Об обороне». Ни в одном из этих документов нет ни слова про опасность гибридной войны, которую «с нами ведут США и НАТО», пояснил собеседник НТВ.
Александр Бартош:
Задача повысить призывной возраст в России звучит амбициозно, согласился, в свою очередь, доцент кафедры политического анализа и
Александр Перенджиев: «На первых порах это означает чуть ли не полный отказ от призыва
По факту, отмечает собеседник НТВ, речь идет не столько об изменении возраста призыва, сколько о «серьезной модернизации системы кадрового обеспечения» Вооруженных сил РФ. Власти при этом будут стремиться изменить сам подход к обучению молодых людей, считает эксперт.
Александр Перенджиев: «На мой взгляд, сначала хотят обучать парней просто в рамках учебных центров типа ДОСААФ, пока они еще гражданские лица, и соединить эту систему с начальной военной подготовкой в школе, а потом продолжить ее в различных учебных центрах. Например, пока студент на бакалавриате, его можно параллельно обучать в межвузовском центре. Это уже существующая система. В таких центрах учат не только на офицеров, но и на солдат и сержантов».
Перенджиев допустил, что предложение Шойгу о призывном возрасте могло быть реакцией на результаты частичной мобилизации. Она, по словам эксперта, «показала, что люди, прослужившие год, — нули, а теперь есть понимание: нам нули не нужны». Поэтому сейчас думают о создании целой системы, при которой мобилизованные могли бы просто вспомнить навыки и организовываться в подразделения.
Александр Перенджиев: «Мы хотим, чтобы солдаты по призыву мало чем отличались от солдат по контракту в плане подготовки, чтобы в войска прибывал уже подготовленный солдат, и речь шла только о слаженности подразделения».