Центробанк обнародовал данные новой «антиотмывочной» платформы «Знай своего клиента», к которой с 1 июля подключены все банки.
Доля российских компаний и ИП, которые причастны к обналичиванию или отмыванию денег, может составлять 0,5% и это меньше, чем предполагалось. О промежуточных результатах работы «антиотмывочной платформы „Знай своего клиента“» сообщил директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский.
С июля к сервису подключены все российские банки. Система позволяет в режиме онлайн получать информацию об уровне риска клиента и его контрагентов и пользоваться этим данными в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Сервис оценивает клиентов банков как «красных», «желтых» и «зеленых». Если с «красными» и «зелеными» все относительно понятно, то «желтых» Илья Ясинский охарактеризовал как «миксующих» — то есть, они занимаются реальной хозяйственной деятельностью, но при этом не гнушаются участием в разных схемах.
По словам Ясинского, изначально регулятор исходил из того, что 99% юрлиц и ИП на платформе будут «зелеными», «красных» будет 0,7%, «желтых» — 0,3%. В реальности «желтая» зона оказалась несколько шире — чуть более 1%. А «красная», наоборот, на 0,2% уже.
В ЦБ отметили также, что клиенты, которых платформа распознала как «красных», довольно редко обращаются за пересмотром рейтинга. И это может говорить о точности данных — скорее всего, люди понимают, что выводы обоснованы и настаивать на реабилитации смысла нет.