Московский театр «Сатирикон» привез в Петербург вольную интерпретацию пьесы Гоголя «Ревизор».
Режиссер Юрий Бутусов вместе с художественным руководителем театра Константином Райкиным утверждают, что создали самостоятельное высказывание, которое полемизирует с гоголевским. Спектакль пронизан личными историями героев и жизненными ситуациями, которые лишь частично отсылают к гоголевской пьесе. На самом же деле, они отражают все самые избитые пороки сегодняшнего общества.
При этом действие постепенно переходит из комедийного в драматический жанр. Так в «Сатириконе» постарались не просто актуализировать «Ревизора», но и произвести такой же эффект, который
Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России: «Для театральных людей, для тех, кто работает в области культуры, это самая значительная фраза этого правителя. Мне кажется, это действительно царская фраза по мудрости, по смелости, по самостоятельности, по отваге. Вот только после этого она стала идти и продолжила свою сценическую жизнь. Будучи невероятно острой, будучи бомбой, взорвавшейся в общественном мнении».
Константин Райкин играет Хлестакова. С первых фраз становится понятно: это всё тот же герой, только постаревший. Антон Антонович уже не гоголевский глуповатый городничий, а хваткий современный чиновник. Как утверждает Райкин, зло стало более вязким и наглым.
Театр, берясь за такую вечную классику, обязан, в первую очередь, поднимать самые злободневные вопросы, отвечать на которые уже должен зритель. На международный фестиваль «Балтийский дом» «Сатирикон» впервые рискнул привезти и адаптировать к петербургским подмосткам постановку, предназначенную для московской сцены. Два дня с аншлагом зрители рассуждали в том числе и под разные музыкальные композиции, кто или что такое «Р» — Ревизор, Реальность или Россия.