Почти 12,5 миллиона семей получили материнский капитал с начала реализации программы. Большинство использовало господдержку для приобретения жилья, а полтора миллиона семей оплатили учебу для детей. Об этом сообщили в Министерстве труда РФ. А уже с этого месяца возможности использования маткапитала расширились. Госдума приняла поправки, согласно которым направить средства можно будет и на частное образование. Под эту категорию попадают, например, коммерческие детские сады. Это сильно упростит жизнь тысячам семей, которые раньше на юридические препоны тратили время и нервы.
Сами родители иногда говорят, что проще получить материнский капитал, чем потратить, к примеру, на детский сад.
Ольга Бородягина: «Люди, которые идут в садик, надеясь оплатить средствами маткапитала, не предполагают, что они столкнутся с такими трудностями. Приходится идти либо за защитой, либо платить из своего кармана».
Ольга — мама двоих детей. Когда декретный отпуск заканчивался, она решила отдать младшего в частный детский сад, у которого отличные отзывы, да и находится он совсем рядом. Женщина обратилась в Пенсионный фонд, чтобы оплатить сад маткапиталом, но получила отказ и обратилась в прокуратуру.
Ольга Бородягина: «Обратились в суд с исковым заявлением. Суд прошел успешно. Апелляционная инстанция подержала. Когда я обращалась второй раз, ситуация повторилась. В Интернете мы со многими мамочками разговаривали, много кто сталкивался».
Ольга — юрист по профессии, она второй раз суд выиграла. Но не каждый будет судиться, а из тех, кто судится, не все выигрывают.
Маргарита Щербич: «Огромное количество сил было потрачено за эти пять лет, чтобы, по сути, доказать, что здесь детский сад. Мне кажется, это не совсем логично и справедливо».
Маргарите и ее юристу доказать в суде, что любимый садик — в самом деле садик, не удалось.
Маргарита Щербич: «У нас материнский капитал на второго ребенка, есть еще на третьего. Ни один не реализован».
Все дело в том, как Пенсионный фонд и суды трактовали законы. Оказывается,
Алёна Аршинова, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по просвещению: «В некоторой степени у нас была правовая коллизия, в одних регионах суд становится на сторону мам, в других — на сторону отказавших госорганов. Нужно было политическое решение».
С одной стороны, законом об образовании индивидуальные предприниматели приравнены к организациям и ими маткапиталом заплатить можно. Согласно другому закону, ИП организацией признать нельзя, а платить можно только ей.
Инга Котенко, юрист «Единого центра защиты»: «Те суды, которые отказывают и признают отказы Пенсионного фонда законными, рассуждают так, что, в соответствии со всеми нормами гражданского права, организация — юридическое лицо. Соответственно, суды делают вывод, что индивидуальный предприниматель — не юридическое лицо».
Уж каким законом, в каком регионе пользовались отделения фонда и судьи, тут как повезет. Теперь ситуация сдвинулась с мертвой точки.
Маргарита Щербич: «За эти пять лет уже два моих ребенка выписались из сада. Остался один, наконец я смогу подать на оплату хотя бы последнего своего ребенка».
Маргарита вместе с юристами, депутатами и руководством любимого частного садика она достучалась до законодательного собрания.
Светлана Кочергина, руководитель отдела франчайзинга сати детских садов: «Спустя 3 года нас услышали, поняли, что детсады — это не то место, где будут обналичивать средства маткапитала».
Госдума уже приняла закон об однозначном прочтении статуса частного детского садика с лицензией на образовательную деятельность.
Алёна Аршинова: «Материнский капитал должен быть максимально гибким. Пусть родители решают, что для его ребенка лучше».
Теперь платить из средств материнского капитала будет можно.