В петербургской Академии художеств нашли забытые гигантские холсты Карла Брюллова. Когда-то после революции их скрутили в 12-метровый вал и забросили на верхнюю полку и неправильно подписали. И вот вековую несправедливость исправили.
Сотрудник мозаичной мастерской при Академии художеств стирает почти вековую пыль времени с картонов кисти Карла Брюллова. Они — первооснова тех мозаик, что украшают своды купола Исаакиевского собора. Полотна переехали сюда после смерти живописца, тогда же было решено перевести все фрески Исаакия в мозаику.
Над монументальной росписью работал не один художник, но Карлу Брюллову достались самые ответственные участки, среди которых — паруса, предваряющие купольный свод. Фигуры четырех евангелистов художник хотел написать традиционно в технике фрески, но архитектор Монферран настоял на масле. И со временем такая работа пришла в негодность.
И восстановили. Только благодаря огромным
Уже после революции эти картоны в прямом смысле забросили как будто за ненадобностью. Мозаичная мастерская была озадачена украшением первых станций Московского метрополитена — тут уж не до великого Карла.
Под этикеткой «Строительство дворца Советов», а позже еще и под значительным слоем пыли уже почти вековые картоны пролежали еще 90 лет — с
Коломбина в мастерской сегодня особенно востребована, как и балкон галереи — иначе просто не оценить масштабы живописных полотен. В Исаакиевском соборе эти огромные паруса — 7 на 11 — на высоте 40 метров, а тут — прямо под ногами. Во времена Брюллова под купол полотна поднимались на специальных трапециях, но на этом сложности не заканчивались: важно было еще учесть искажения
Четыре паруса весят полторы тонны, но куда больше их вес в истории отечественной живописи: это первые в России монументальные картоны для мозаик. По этим образцам со второй половины XIX века стали расписывать церкви и храмы по всей империи. До тех пор в основном была только клеевая краска. Ее в отличие от смальты сегодня мы бы точно уже не застали.
Но самостоятельное выживание и полуторавековая сохранность без поддержки мастеров для любого живописного полотна, скорее, чудо, чем рутина. Художники из мозаичной мастерской обращаются и в Министерство культуры, и в московскую Академию художеств за финансовой поддержкой. Но сохранить чудо или, как здесь говорят, хотя бы привести в божий вид, кажется, слишком дорого. Ответ один — денег нет.
Сохранить картоны Брюллова для академии особенно важно не только потому, что они первые, но главное, потому что на огромных полотнах с детально прописанными морщинами, складками ткани и тенями особенно ценно учиться новому поколению художников: учиться видеть, воспринимать и творить не только широкими мазками.